Банк «Открытие» — универсальный коммерческий банк, который предлагает своим клиентам линейку традиционных банковских продуктов, а также инвестиционные, пенсионные и страховые услуги. Банк был образован в результате объединения 4 банков под единым брендом «Открытие», в результате он вошел в Топ-30 российских банков по размеру активов. Банку присвоен международный кредитный рейтинг Standard & Poor’s — «В» с позитивным прогнозом, а также долгосрочный кредитный рейтинг Fitch на уровне «B», прогноз «стабильный». Основные акционеры Банка — ФК «Открытие», Агентство по страхованию вкладов и Международная финансовая корпорация (IFC), которая входит в группу Всемирного банка и инвестирует в наиболее перспективные компании разных стран мира.
Банк «Открытие» перевел процесс принятия решений по кредитным заявкам на платформу SAS. Внедрение системы SAS Real‑Time Decision Manager позволило банку модернизировать кредитный конвейер. В ближайшее время к SAS RTDM будут подключены и другие направления бизнеса, включая целевой маркетинг. Процесс перехода на новую систему занял чуть больше четырех месяцев, включая этап тестирования и запуск в промышленную эксплуатацию.
«Предыдущая система позволила банку быстро нарастить кредитный портфель, но построенная на технологиях 7-летней давности, она уже не отвечала задачам бизнеса ни по производительности, ни по отказоустойчивости. В связи с этим возникали дополнительные операционные риски», — рассказывает о причинах перехода на новую платформу Игорь Мичурин, начальник службы развития инфраструктуры риск-менеджмента Банка «Открытие».
В декабре 2012 года банк приступил с поиску современного масштабируемого решения с возможностью параллельной обработки данных, которое поддержало бы дальнейшее развитие розничного бизнеса и повысило бы скорость формирования ответов на кредитные заявки. Проведя конкурс и сравнив функциональные возможности разных решений и суммарную стоимость владения на 5 лет, банк «Открытие» отдал предпочтение системе SAS Real-Time Decision Manager.
«Помимо комфортных условий лицензирования, преимуществом SAS RTDM является интересная архитектура системы. Это не „черный ящик“, а интеллектуальная гибкая платформа, которая предоставляет множество возможностей по организации процесса принятия решения по кредиту, например, построения интеграции с сервисами БКИ и возможности их маршрутизации. В качестве стратегической возможности стоит отметить, что решение SAS RTDM можно тиражировать на другие направления бизнеса, например, кредитование МСБ», — объясняет выбор Вячеслав Благирев, бизнес-партнер департамента рисков со стороны IT. Важную роль сыграло также то, что в банке уже внедрены и успешно функционируют другие решения SAS.
Внедрение системы началось в марте текущего года. Основная сложность заключалась в том, что переключить кредитный конвейер на новую платформу нужно было, не прерывая его работы. «Совместно с командой SAS Россия/СНГ нашим специалистам удалось выработать подход к внедрению системы SAS RTDM с учетом специфики нашего банка. В результате, переход произошел практически незаметно. Профессионализм и уровень проектного менеджмента наших коллег из SAS позволили выполнить проект в рекордные сроки, несмотря на все трудности», — рассказывает руководитель проекта со стороны банка Александр Волков.
В процессе внедрения на SAS RTDM были переведены существующие стратегии по экспресс-продуктам (POS) и кредитам наличными (CASH). Ближайшие краткосрочные планы включают оптимизацию логики системы и миграцию оставшихся функций кредитного конвейера, в частности, стратегии по карточным продуктам. Банк также планирует интегрировать SAS RTDM с внедряемой в настоящее время системой автоматизации целевого маркетинга SAS Marketing Automation, что позволит делать клиентам целевые маркетинговые предложения с учетом уровня риска и принимать более взвешенные решения о предложении того или иного продукта в процессе кросс-продаж.
С момента запуска системы SAS RTDM в Банке «Открытие» в промышленную эксплуатацию, что это было сделано в середине июля, прошло полтора месяца. Таким образом, банк уже смог оценить систему в действии. «Наша задача состояла в том, чтобы обеспечить непрерывность процесса рассмотрения кредитных заявок и принятия соответствующих решений. Мы уже добились повышения производительности нашего бэк-офиса. У нас снизились операционные риски, связанные с производительностью и отказоустойчивостью ИТ‑инфраструктуры. Среднее время рассмотрения кредитной заявки сократилось до 2 минут, — подводит первые итоги работы на новой платформе Вячеслав Благирев. — Впоследствии мы также ожидаем за счет новых технологий снизить стоимость запросов кредитных историй из БКИ и увеличить скорость обработки наиболее приоритетных кредитных заявок».
По словам Игоря Мичурина, процесс перехода на новую платформу занял чуть больше четырех месяцев. «Оперативное внедрение SAS RTDM в столь сжатые сроки произошло благодаря продуктивному взаимодействию команды компании SAS и подразделений Банка: риск-технологий, риск-проектов и IT».