Молодой российский рынок микрофинансирования, имеющий огромный потенциал развития, демонстрирует первые признаки зрелости. Компания «Домашние деньги», ведущая микрофинансовая организация России, для достижения высокой рентабельности бизнеса серьезно изучает портрет своего заёмщика, используя для этого аналитические инструменты компании SAS, мирового лидера в области решений и услуг в сфере углубленной бизнес-аналитики. Об этом было объявлено на совместной пресс-конференции компаний «Домашние деньги» и SAS Россия/СНГ в Москве.
«По последней оценке экспертов НП „МиР“, доля компании „Домашние деньги“ на рынке МФО приближается к 12%, а доля входящей в нашу группу организации „Финотдел“ — к 5%, что на фоне более
Сегодня банковское кредитование и микрофинансирование — две грани финансового рынка, имеющие как сходства, так и существенные различия. Бурный рост микрофинансовых организаций в нашей стране начался после принятия в 2010 г. федерального закона «О микрофинансировании», заложившего основы прозрачности и стандартизации, и в настоящее время число МФО превышает 3 тысячи против 897 банков.
Если сравнивать банки и МФО с точки зрения начала использования ими бизнес-аналитики для развития бизнеса, то различие в динамике будет еще больше. Так, отечественные коммерческие банки только через 15 лет после возникновения пришли к массовому использованию аналитических инструментов, в то время как лидеры рынка МФО приступили к внедрению аналитики уже через
Например, крупнейшая в США микрофинансовая организация ACCION Texas-Louisiana активно работает в сфере малого бизнеса. Причем она не только выдает ссуды собственникам небольших фирм, но и проводит оценку заемщиков для
Автоматизация проверки заемщиков повлияла на скорость работы с клиентами. Так, в 8 раз удалось сократить время, которое требуется оператору на различные проверки и оформление документов по каждой заявке, а сроки рассмотрения заявок уменьшились в 4 раза. Результатом внедрения аналитики SAS стало и улучшение качества портфеля: в 3,5 раза сократилось число клиентов, подающих заявление о реструктуризации займа, а объем невозвратов уменьшился в 4 раза по отношению к числу выданных займов. Как следствие роста репутации ACCION, партнерское соглашение с ним заключил такой финансовый гигант, как Citigroup.
Главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов представил интересные данные по рынку МФО в России: по оценкам экспертов компании, объем этого рынка на 01.10.2012 г., т. е. на момент окончания сбора информации для исследования, составил 36 млрд руб. и за счет стремительного роста к 2015 году достигнет отметки в 300 млрд руб. В сегменте займов физическим лицам доля компании «Домашние деньги» составляет сегодня рекордные 35%. Портфель займов компании динамично растет и является высокорентабельным, что, по сути, является подтверждением статуса флагмана на рынке МФО компании «Домашние деньги».
Он также рассказал, что аналитические инструменты SAS эффективно используются в работе с данными компанией «Домашние деньги» на различных этапах ее деятельности для решения таких стратегических задач, как управление рисками, борьба с мошенничеством, скоринг заёмщиков, проведение и оценка маркетинговых кампаний, управление взаимоотношениями с клиентами и других.
«У нас достаточно мощная рекламная кампания, мы входим в число
Основной темой мероприятия стало представленное Андреем Бахваловым аналитическое исследование «Портрет микрофинансового заемщика», которое проводилось на основе детального анализа клиентской базы компании «Домашние деньги» в течение одного года. В основу изучения легли поведенческие характеристики заемщиков, воздействие территориальных, временных, сезонных и гендерных факторов. Эксперты выяснили: какие займы и на какие сроки являются наиболее востребованными среди заемщиков; на какие цели и суммы чаще всего берут займы, и в каких регионах; кто является наиболее активным заемщиком МФО — мужчины или женщины, и кто из них лучше платит по долгам; и как на платежеспособности клиентов сказывается возраст, уровень образования и профессия.
Основные результаты исследования состоят в следующем:
Клиенты микрофинансовой организации — в основном женщины(61%). Мужчины составляют 39% от всех заемщиков.
Самый востребованный срок займа — 52 недели (это 71% всех займов). В среднем заем выплачивается на 2 месяца позже срока его окончания, т. е. с небольшой задержкой.
Основной целью займа, которую указывают заемщики при обращении, является ремонт квартиры или дачи. А самый хороший заемщик — это женщина старше 35 лет, взявшая заем на семейное событие, покупку подарка или отпуск.
«Компания „Домашние деньги“ уже использует результаты данного исследования для повышения эффективности своего бизнеса — как в области управления рисками, так и для решения других бизнес задач», — подтвердил Максим Быков, директор по рискам компании «Домашние деньги».
Вторая часть мероприятия прошла в форме необычной интерактивной деловой игры, которую провел с коллегами Алексей Мещеряков, руководитель направления платформенных решений компании SAS Россия/СНГ. Участники получили в руки результаты обработки реальных данных компании «Домашние деньги» и на примере решения нескольких настоящих бизнес-задач почувствовали себя настоящим аналитиками, способными принимать быстрые и обоснованные решения по заемщикам. Игра прошла с использованием iPad’ов с установленной на них интерактивной системой SAS Visual Analytics, предназначенной для сверхбыстрого, точного, мобильного и наглядного получения результатов анализа данных.