ОАО «РЖДстрой» — дочернее общество ОАО «РЖД», свою деятельность осуществляет с 2006 г. Основные направления бизнеса: капитальное строительство, капитальный ремонт, производство строительных материалов, оказание генподрядных и прочих услуг. В структуру Общества входят 17 строительно-монтажных трестов, управляющих линейными предприятиями — строительно-монтажными поездами и строительными участками по всей территории России — от Калининграда до Южно-Сахалинска, 2 специализированных филиала, а также дирекция выделенных проектов — обособленное структурное подразделение для организации строительства объектов Олимпиады-2014.
В связи с динамичным ростом бизнеса стали заметны факторы, затрудняющие эффективное управление основными фондами общества. В частности, в Центральном аппарате отсутствовали оперативные достоверные данные о техническом состоянии, расходах на содержание, расходе ГСМ, фактическом использовании и местонахождении основных фондов. Потребность в строительных машинах и механизмах выявлялась непосредственно перед началом работ. Отсутствие единой автоматизированной системы управления техобслуживанием, ремонтами и эксплуатацией приводило к длительным срокам согласования заявок на операции с основными фондами, что, в свою очередь, являлось причиной снижения эффективности использования техники. Кроме того, автоматизированная система нужна была для того, чтобы повысить уровень обоснованности инвестиций в строительные машины и механизмы, вести анализ целесообразности аренды техники.
Поэтому в сентябре 2011 года были сформулированы цели и задачи по автоматизации всех бизнес-процессов ТОРОиЭ. Автоматизированная система управления должна была предоставить Центральному аппарату ОАО «РЖДстрой» инструмент контроля и мотивации персонала к более интенсивному использованию собственного парка строительных машин и механизмов, выполнению большего объема работ собственными силами. Требовалось обеспечить обоснованность инвестиций в приобретение техники, в ее аренду и выполнение работ по ТОиР (техническому обслуживанию и ремонту). Также было необходимо внедрить систему пообъектного учета затрат на содержание, эксплуатацию, ТОиР с целью более эффективно управлять стоимостью владения основных фондов.
Выбор в пользу IBS как партнера по разработке и внедрению системы был сделан благодаря уникальной экспертизе, которой обладает команда IBS. В качестве платформы для создания АСУ ТОРОиЭ было выбрано решение IBM Maximo с функциональным модулем Transportation, который специалисты IBS внедрили впервые в России. Для реализации проекта была разработана стратегия автоматизации, программа работ. Команда IBS провела регламентацию управления техническим обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией объектов основных фондов: строительных машин и механизмов, производственного оборудования, энергооборудования, транспорта, средств малой механизации, недвижимого имущества в виде земельных участков, зданий и сооружений.
Пилотным подразделением для внедрения АСУ ТОРОиЭ был выбран трест СМТ-5 в городе Ярославле. В результате были успешно автоматизированы бизнес-процессы управления основными фондами по всему жизненному циклу, проведены организационные изменения в Центральном аппарате и пилотном СМТ-5 ОАО «РЖДстрой».
После успешного внедрения АСУ ТОРОиЭ в пилотном тресте в апреле 2012 года началось тиражирование системы на все подразделения ОАО «РЖДстрой». В итоге автоматизированная система охватила Центральный аппарат ОАО «РЖДстрой» в Москве, 19 строительно-монтажных трестов, а также 70 строительно-монтажных поездов (являющихся структурными подразделениями трестов), действующих на всей территории страны.
Внедрение АСУ ТОРОиЭ позволило провести глубокий анализ структуры и состояния основных фондов, что дало возможность формирования более обоснованной инвестиционной программы. Контроль и прозрачность затрат на ТОиР обеспечило как снижение необоснованных затрат, так и повышение эксплуатационной готовности основных фондов. Результатом внедрения является повышение оперативности распределения техники между объектами строительства, структурными подразделениями, трестами, повышение интенсивности использования техники, а следовательно, увеличение объемов выполненных строительно-монтажных работ.
Малыхина Любовь Васильевна, Заместитель генерального директора по производству ОАО «РЖДстрой», комментируя итоги проекта, отметила: «В результате внедрения АСУ ТОРОиЭ удалось достичь главной цели — повысить эффективность управления основными фондами во всех трестах Общества, от Калининграда до Камчатки. ОАО „РЖДстрой“ получило эффективный инструмент контроля используемой и арендуемой техники, управления объектами движимого и недвижимого имущества, повышен уровень обоснованности инвестиций. Благодарим нашего партнера, Группу IBS, за успешное выполнение проекта».