В Пробизнесбанке полностью автоматизированы многие бизнес-процессы, что вместе с наличием сложной, распределенной ИТ-инфраструктуры формирует повышенные требования к надежности и стабильности функционирования критичных ИТ-сервисов. Для оперативной оценки качества их работы, в том числе «глазами пользователей» (с помощью контроля бизнес-транзакций), банк принял решение внедрить систему мониторинга ИТ-сервисов.
Проект банк доверил своему давнему партнеру — компании «Инфосистемы Джет». Эксперты системного интегратора предложили комплексное решение, в основе которого лежат 2 программных продукта: BMC ProactiveNet Performance Management, обеспечивающий постоянный контроль состояния ИТ-сервисов и ИТ-инфраструктуры, и ProLAN Пятый Уровень, позволяющий контролировать качество работы ИТ-сервисов непосредственно на рабочих местах пользователей.
Специалисты компании «Инфосистемы Джет» установили программное обеспечение в ЦОД заказчика и автоматизировали процесс получения данных о функционировании всех компонентов ИТ-инфраструктуры, обеспечивающих работу вышеперечисленных ИТ-сервисов. Параллельно был осуществлен сбор информации для выявления пользовательских транзакций и бизнес-операций, являющихся наиболее типовыми и показательными для банка с точки зрения оценки работоспособности и производительности систем. Было выявлено более 50 подобных транзакций, выполняемых на ключевых компонентах ИТ-сервисов банка: создание платежных поручений, взнос наличных денежных средств, обмен валюты и т.д.
На основе полученных данных эксперты системного интегратора разработали и реализовали разнообразные механизмы контроля качества работы каждого из бизнес-приложений. Так, для мониторинга АБС был реализован алгоритм, анализирующий реальную деятельность пользователей в системе. Основным механизмом контроля функционирования интернет-банкинга для юридических лиц стало распределенное выполнение синтетических (искусственных) транзакций, аналогичных транзакциям реальных клиентов банка.
По ходу реализации проекта специалисты «Инфосистемы Джет» подключали к системе новое оборудование, появляющееся у заказчика, и усложняли архитектуру системы вслед за развитием архитектуры бизнес-приложений. Завершающим этапом стала настройка отчетов, создаваемых системой мониторинга, в соответствии с потребностями банка. Отчеты содержат показатели, отражающие работу сервисов в разрезах доступности для пользователей и производительности ИТ-инфраструктуры. Благодаря им банк может разносторонне оценивать эффективность функционирования ключевых бизнес-процессов. Система формирует более 7000 тестовых операций в сутки и контролирует более 6000 параметров функционирования ИТ-систем.
«Нашей основной целью был переход от реактивного управления работой ИТ-систем к проактивному. Система мониторинга позволила нам существенно повысить надежность функционирования критичных приложений и свести к минимуму возможность возникновения сбоев, способных оказать влияние на бизнес-процессы. Тем самым мы минимизируем простои, снижаем потери рабочего времени и повышаем доступность ИТ-сервисов», — комментирует Денис Гаревский, Начальник Управления систем ДБО ОАО АКБ «Пробизнесбанк».