Готовясь к чемпионату, Украина построила два сверхсовременных стадиона в Донецке и Львове, а также кардинально реконструировала спортивные арены в Киеве и Харькове. На их фоне выделяется донецкая «Донбасс Арена» — пятизвездочный стадион категории «Элит» по классификации УЕФА. Он был сдан первым и за прошедшие два с половиной года стал главной достопримечательностью города, настоящей гордостью не только для футбольных болельщиков, но и для всего Донецка.
В новых украинских стадионах реализовано множество инновационных конструкторских и технологических решений, которые позволяют назвать эти спортивные сооружения настоящими шедеврами. Особое место среди таких инноваций занимают передовые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Ведь во многом благодаря им «Донбасс Арена» претендует на звание лучшего футбольного стадиона в Восточной Европе и одного из лучших спортивных сооружений во всей Европе.
Перед тем как начать строительство «Донбасс Арены», представители «Шахтера» побывали на многих передовых стадионах Европы. Когда речь зашла о сфере ИКТ, была выбрана технология Cisco Connected Stadium. По словам директора «Донбасс Арены» по информационным технологиям Дмитрия Теплякова, «комплексная архитектура Cisco Connected Stadium позволяет создавать у болельщиков уникальные впечатления от посещения стадиона и максимально использовать весь потенциал нового спортивного сооружения».
К проектированию «Донбасс Арены» было привлечено подразделение Cisco Advisory Services, чтобы с его помощью определить те услуги, которые стадион должен предоставлять болельщикам, СМИ и командам. Клуб также воспользовался услугами компании Cisco для проектирования и внедрения сервисов по обеспечению безопасности, проводному и беспроводному доступу, коммуникациям и инфраструктуре. Внедрение технологии Connected Stadium осуществил украинский интегратор ДИСС.
Решение Cisco Connected Stadium представляет собой единую платформу, построенную на базе IP-сети. Такая коммуникационная система позволяет объединить возможности по контролю доступа, коммуникациям и управлению и обеспечивает совместную работу аудио- и видеосредств связи. Управление всеми системами безопасности и жизнеобеспечения, включая камеры видеонаблюдения, систему проверки билетов, освещение, вентиляцию, отопление и кондиционирование, также осуществляется в централизованном порядке через единую сеть. Такое решение удобно со всех точек зрения — владельцев стадиона, посетителей, организаторов спортивных и развлекательных мероприятий и рекламодателей. На «Донбасс Арене» установлено почти 600 экранов, дающих возможность смотреть трансляцию матча и видеоповторы, находясь в любой точке стадиона.
Решение Cisco Connected Stadium предусматривает также удобное управление всей инфраструктурой точек продаж — заведений питания и магазинов — на стадионе. На «Донбасс Арене» внедрена система оплаты с помощью смарт-карт FAN ID и DA-Money на базе технологии RFID. Посетители могут заранее приобрести смарт-карту определенного номинала и в дальнейшем использовать ее для совершения любых покупок на территории стадиона. Карты FAN ID ориентированы на активных болельщиков и дают ряд привилегий как на самой арене (например, при покупке билетов на матчи, скидки в фаст-фудах), так и за ее пределами (скидки в различных заведениях Донецка). Посетители, не имеющие абонементов или карт FAN ID, могут приобрести карты DA Money в кассах или у промоутеров в чаше арены. У них же можно быстро и без лишних хлопот пополнить свой карточный счет.
Использование безналичного расчета по карточкам в разы увеличивает скорость обслуживания в фаст-фудах — все желающие успевают перекусить в течение пятнадцатиминутного перерыва между таймами. При этои карты FAN ID и DA-Money стоят всего 10 гривен (38 рублей). Расплачиваться с помощью этих карт в фаст-фудах легко и удобно, и не нужно тратить время на пересчет сдачи, размен купюр и тому подобное«. К тому же остаток средств на купленных посетителями смарт-картах может быть использован при следующем посещении стадиона, а это повышает вероятность того, что болельщики придут на него снова.
Еще больше возможностей получают посетители мест для прессы и VIP-лож. Так, журналисты и VIP-гости могут бесплатно пользоваться высокоскоростным беспроводным доступом в Интернет. Эта услуга весьма востребована — в среднем во время каждого матча в беспроводной сети работают около 300 клиентов.
На «Донбасс Арене» все устроено так, чтобы обеспечить максимальный комфорт для посетителей. И те оценили такую заботу: посещаемость домашних матчей «Шахтера» — одна из самых высоких в футбольном чемпионате Украины, на матчах еврокубков — постоянные аншлаги, а места в VIP-ложах распроданы чуть ли не на годы вперед. Весной 2011 года на матче четвертьфинала Лиги чемпионов с участием «Барселоны» был установлен домашний рекорд посещаемости команды «Шахтер» в еврокубках — 51 579 зрителей.
«Уровень комфорта на „Донбасс Арене“ высочайший, — делится впечатлениями Богдан Мамонов, болельщик „Шахтера“ с