Тенденции в развитии семейства IBM Lotus Software демонстрируют, что все более популярной становится модель единого ресурсного центра, с которым пользователи работают, не нуждаясь в установке приложений непосредственно на своих рабочих местах. То есть речь идет о возможности доступа к приложению с любого устройства.
Динамическое рабочее место
Начиная с конца прошлого года подразделения программного обеспечения IBM начали продвигать на рынок корпоративных заказчиков систему Lotus Workplace, реализацию идеи "динамических рабочих мест". Такие решения не находятся на рабочем месте пользователя, а предоставляют ему доступ к необходимым возможностям независимо от его местонахождения. У пользователя на рабочем меcте практически ничего не устанавливается, при этом он получает доступ к почте, календарям, спискам заданий, возможность работать с документами, обмениваться мгновенными сообщениями и т. д. Все это актуально для корпоративных клиентов с большим числом сотрудников, поскольку в этой ситуации обслуживать все рабочие места пользователей (да еще и в разнообразных вариантах) становится достаточно трудным.
По словам Эда Брилла, руководителя подразделения IBM Lotus Software, главная тенденция сегодня - рост необходимости в групповой работе. При этом основной ценностью становится возможность выбора различных вариантов организации клиентских мест при сохранении интеграции в единую систему. "Если ранее мы наблюдали переход от Mainframe к Client Server, то теперь видим переход к тонким клиентам. Вам уже не обязательно иметь мощные машины на всех рабочих местах, гораздо эффективнее единая система управления в сочетании с предоставлением ресурсов по требованию. Это единая парадигма, независимо от того, каким именно компьютером вы пользуетесь - будь это КПК, тонкий клиент или обычный настольный ПК".
Именно эти задачи призвана решить линейка Workplace, первый продукт из которой - Lotus Workplace 1.1 - появился еще в декабре 2003 года. В течение следующих 10 месяцев IBM выпустила 5 продуктов, поддерживающих данную технологию, - это Workplace Documents, Workplace Messaging, Workplace Team collaboration, Workplace Collaborative Learning и Workplace Web Content Managment.
Особо стоит отметить, что при этом предусмотрена и технология работы с портальными решениями с помощью различных классов устройств в режиме не только online, но и offline. Это Lotus Workplace Сlient technology, или "Rich Client", не требующий никакой установки на рабочем месте пользователя. Пользователь только указывает, с какими приложениями из портала он хочет работать и далее в рамках этого клиента работает с ними так, как если бы он находился с этими приложениями на портале. Это актуально для тех пользователей, которые не могут быть постоянно подключены к сети - например пользующимися мобильными ПК сотрудники, которые постоянно находятся в разъездах, но при этом должны продолжать работу и синхронизировать данные.
Российские примеры
В целом надо сказать, что российские компании довольно активно используют технологии IBM Lotus. За последнее время реализовано много проектов, причем некоторые из них - уникальны. Пожалуй, самым известным примером внедрения Lotus Domino/Notes является проект в ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (внедрялось решение "БОСС-Референт" компаниии "АйТи"). Главной целью внедрения было снижение прямых затрат, связанных с делопроизводством и документооборотом, и повышение эффективности управления предприятием. Работа над проектом началась в 2000 году, на первом этапе был проведен анализ структурно-функциональной схемы предприятия, подготовлена схема документооборота в подразделениях. В 2001 году система была установлена на 160 рабочих мест и введена в эксплуатацию.
Другой интересный проект - автоматизированная система АИС "Экспертиза проектов" для "Мосгорэкспертизы", разработанная на базе Lotus Domino/Notes НТЦ ИРМ. Большой объем документов (более 20 тыс. документов в год при 100 штатных экспертах), а также территориальная распределенность потребовали современного решения в области документооборота. Важным для "Мосгорэкспертизы" была также возможность работы в режиме offline. Уже в режиме опытной эксплуатации система использовалась для учета поступивших на экспертизу проектов. В результате созданная информационная система позволила не только автоматизировать процесс учета и контроля прохождения экспертизы, но и приблизила технологию работы с электронным документом к принятым в "Мосгорэкспертизе" традиционным процессам.
В группе компаний "Волга - Днепр" внедрение автоматизированной системы документационного обеспечения управления позволило компании реализовать основные требования СМК ISO 9000. Выбор системы "БОСС-Референт" был обусловлен ее соответствием ISO 9000, возможностями автоматизации территориально-распределенных структур и расширенным функционалом по автоматизации коллективной работы. Пилотное внедрение было осуществлено в 2003 году на одном из предприятий группы - авиакомпании "Волга-Днепр". Уже за полтора месяца система была установлена на 50 рабочих мест, после чего началась ее полномасштабная эксплуатация. Следующим этапом стало внедрение "БОСС-Референт" в управляющей компании "Волга-Днепр-Москва". В 2004 году продолжилось масштабирование системы. В перспективе на использование "БОСС-Референт" должны перейти остальные подразделения группы компаний "Волга-Днепр".
Еще один интересный проект - разработка на платформе Lotus информационной системы ОАО "Уралкалий". Проект осуществлялся в 2003 году. На первом этапе было проведено обследование состояния информационных ресурсов предприятия, а по его результатам разработан список задач и принципов работы информационной системы и стратегия миграции пользователей на технологии Lotus. На втором этапе был создан и прошел испытания макет системы, после чего начался переход пользователей "Уралкалия" на новую платформу. Были развернуты электронная почта и приложения, средства работы с мобильными устройствами и средства синхронизации сообщений электронной почты, календарей, задач и контактов для пользователей. Центральный компонент системы - кластер Lotus Domino Enterprise на платформе Red Hat Linux. Сейчас КИС является платформой для реализации ряда проектов, в том числе системы электронного документооборота на базе IBM Lotus Domino.Doc и Workflow.
Среди недавних проектов в IBM отмечают установку системы "БОСС-Референт" на платформе Lotus Notes/Domino в компании "Nemiroff" (Украина) (и здесь, кстати, серверная часть Lotus Notes работает на Linux). Объекты компании распределены по территории России и Украины, поэтому вопрос автоматизации документооборота стал особенно важным в условиях проводимой реорганизации с целью повышения эффективности бизнеса. На первом этапе внедрения в марте 2004 года была проведена инсталляция и настройка ОС Linux и Lotus Notes/Domino. Затем, в апреле началась установка 200 клиентских рабочих мест Lotus Notes/Domino и создание корпоративной почтовой системы. На сегодня система введена в эксплуатацию и планируется ее дальнейшее масштабирование до 300 рабочих мест.
Другой, в некоторой степени уникальный проект - создание автоматизированной системы обработки бюджетных запросов на базе технологий Lotus Domino/Notes и Lotus Enterprise Integrator в компании "Бритиш Американ Тобакко Россия", сделанное компанией ComputerAge. Уникальность этого проекта в том, что в нем Lotus Notes используется как внешний интерфейс к данным ERP-системы (Oracle eBusiness Suite). Интеграция и подключение к данным, предварительно подготовленным в системе Oracle, реализованы на базе Lotus Enterprise Integrator, а с помощью Domino/Notes обеспечены механизмы разграничения доступа и синхронизации данных для построения отчета и сам алгоритм построения отчетов. Обеспечена генерация отчетов по расходу бюджетных средств для режимов online и offline. При таком подходе у пользователей отпадает необходимость в непосредственном подключении к ERP-системе, а значит, в закупке соответствующих дополнительных лицензий. Кроме того, это экономия на средствах телекоммуникации.
На базе продуктов Lotus функционируют и решения для госсектора. "На основе ПО Lotus Domino/Notes в аппарате президента Татарстана, кабинете министров, ряде министерств республики внедряется система электронного документооборота и делопроизводства. Сейчас этими продуктами оснащено примерно 8 министерств, в каждом до 40 рабочих мест, - говорит Юрий Мелузов, директор поволжского научного центра КГТУ им. Туполева. - И сейчас планируется постановление об электронном документообороте в республике. Татарстан - пилотная зона по отработке электронного документооборота в госструктурах, и этот процесс будет идти именно на базе продуктов семейства IBM Lotus Software".