По мере того как на предприятиях самых разных отраслей налаживается элементарный учет, а бумажные документы уступают место электронным, объем и сложность генерируемых данных стремительно растет. По прогнозам Gartner, разрыв между потребностями компаний в управлении контентом и возможностью это сделать будет сохраняться до 2005 года. Эти предсказания делаются в основном для американского рынка, более развитого в области упорядочивания жизни документов, чем российский, где процесс еще только начинается.
Gartner выделяет три стадии зрелости компании в управлении документами. На уровне "свободного контента" существуют только локальные правила и процедуры обращения с данными. Затем приходит стадия "контролируемого хаоса", на которой уже удается определить, в каком бизнес-подразделении находится информация. Устанавливаются стандарты для различных типов данных и приложений, добавляются процедуры их обработки. И наконец, стадия "полностью управляемого контента", когда учреждается специальная должность "стратега по контенту". Вместе со своими подчиненными он отвечает за движение документов и других данных, за соответствующие приложения. Выработаны правила обращения со всеми типами контента, нужного корпорации и ее партнерам. Процедуры эти выполняются просто как часть обычной работы.
На каком этапе находится большинство российских компаний? Еще год назад в интервью IE Фред Соркин, председатель совета директоров и генеральный директор компании Hummingbird, говорил, что во многих случаях в России приходится начинать с нуля. Год спустя Джованни Евангелисти, вице-президент Hummingbird, ответственный за продажи в Европе, уже не столь категоричен. По его словам, "российский рынок достаточно зрелый для того, чтобы внедрять решения в широком масштабе".
Канадская компания Hummingbird известна своими комплексными решениями в области документооборота и управления данными. Среди поставщиков ПО управления информацией в масштабе предприятия (ECM) она, по мнению Gartner, входит в пятерку мировых лидеров. Год, прошедший с открытия российского представительства, ушел на "пилоты". Был выполнен ряд небольших проектов, которые, по словам Евангелисти, оказались достаточно успешными. И если в "пилотах" речь шла о десятках рабочих мест, то теперь есть основания рассчитывать на проекты по тысяче мест, уверен Евангелисти.
Показателен в этом смысле проект по автоматизации документооборота, идущий в компании "Протек", крупном дистрибьюторе фармпрепаратов. Пилотный проект выполняется уже год и касается работы с сопутствующими договорами, регламентирующими общение с подрядчиками. У "Протека" более семисот поставщиков товаров, десятки филиалов и тысячи сотрудников, поэтому создание целостной системы работы с документами неизбежно займет много времени. Примечательно, что вопросы управления документами имеют далеко не высший приоритет в глазах руководства фирмы. Основные усилия компании направлены на внедрение ERP. Несмотря на положительные результаты пилотного внедрения и уверенность в том, что работа будет продолжена, проект продвигается неспешно.
Можно предположить, что аналогичная ситуация складывается и в других крупных компаниях: процесс будет последовательным. В Hummingbird отмечают отчетливый спрос именно на интеграцию продуктов этой фирмы с ERP-системами, преимущественно со стороны добывающих компаний и нефтегазового сектора.
Хотя Hummingbird и сосредоточивает свое внимание на приоритетных рынках (кроме вышеприведенных это электроэнергетика, финансовый рынок и госсектор), отчетливых "вертикальных" решений компания не строит, за исключением, пожалуй, финансовых и юридических. У Hummingbird другой подход: создание продуктов, связанных с автоматизацией определенных процессов. Характерный пример - система обработки внешней корреспонденции, которая уже широко применяется в государственных учреждениях стран Европы. Джованни Евангелисти полагает, что не менее востребована она будет и в аналогичных российских организациях.