Хеннинг Кагерманн, главный управляющий SAP, представил в Москве результаты глобального исследования "Бизнес 2010", проведенного агентством Economist Intelligence Unit при спонсорской поддержке SAP. C помощью исследования SAP хотел еще раз "сверить часы" со своей стратегией разработки продуктов и с тем, насколько наши представления о потребностях предприятий соответствуют тому, что на самом деле ищут предприятия", - прокомментировал участие SAP Алексей Шлыков, управляющий директор SAP в странах СНГ и Балтии.
Приоритеты бизнеса
Основные выводы, сделанные по результатам опроса компаний по всему миру, не противоречат результатам опроса российских компаний. Прежде всего опрос показал: большинство руководителей считают, что к 2010 году усилится консолидация во многих отраслях промышленности. Тенденцию к консолидации и объединению существующих игроков рынка в более крупные предприятия считают основным источником конкурентной угрозы более половины респондентов (60% в мире и 58% - в России). Заметим, однако, что тенденция к консолидации хоть и выражена четко, однако отнюдь не абсолютна и лидирует с не таким уж и подавляющим перевесом. Многие - 40% респондентов в мире и 42% в России - считают основной угрозу прихода на рынок новых компаний с быстроразвивающихся рынков, а отнюдь не консолидацию существующих игроков.
Каким же образом компании будут строить свою стратегию? Приоритеты мировых компаний описываются следующей статистикой наиболее сложных инновационных задач:
- выявление изменений как в поведении, так и в требованиях клиентов (45%);
- сокращение времени вывода инноваций на рынок (33%);
- формирование команд для более эффективной совместной работы (32%);
- сложность прогнозирования тенденций (30%);
- преобразование идей в продукты/услуги (28%).
Заметим, что среди важнейших задач заметно выделяется совершенствование в понимании потребностей клиентов. 82% руководителей по всему миру считают, что бизнес будет ориентирован на спрос (в России - 79%), и только 18% отводят главенствующую роль предложению.
Опрос российских менеджеров даел несколько другой список. На первом месте в нем - сложность прогнозирования тенденций (35%). Уже затем идут выявление изменений в поведении и в требованиях клиентов (34%), сокращение времени вывода инноваций на рынок (21%) и превращение идей в продукты/услуги (20%). В дополнение к этому списку российские руководители отметили недостаточность инвестирования в НИОКР (28%). Из списка приоритетных задач ясно видно, что успешность компании, по мнению респондентов, будет непосредственно зависеть от быстроты ее реакции на изменения предпочтений клиентов и гибкости в организации соответствующих процессов.
Рисунок 1 показывает, что 26% российских респондентов (самая большая доля ответов) также считают важнейшей задачей быструю приспособляемость к изменениям. Однако российские компании явно придают повышению гибкости компании гораздо меньшее значение, чем их коллеги в других странах. Скорость вывода инноваций, например, более чем вдвое реже важна для руководителей (33% в мире и 14% в России). Кроме того, российские компании к соблюдению корпоративных требований по управлению относятся практически так же серьезно, как и к скорости инноваций. Но с определенной долей уверенности можно считать, что способность к адаптации и степень гибкости компании тоже рассматривается российскими руководителями как важнейшая задача. При этом 54% руководителей по всему миру (56% в России) считают, что главным плюсом окажется способность совершенствовать и находить новые бизнес-модели. 46% полагают, что конкурентного преимущества можно добиться путем создания новых продуктов и услуг (в России - 44%).
Роль ИТ
Исследование показало, что в этих условиях информационные технологии становятся важнейшей основой реализации стратегии компании. 83% менеджеров по всему миру рассматривают ИТ как важный фактор обеспечения гибкости бизнес-процессов компании. Более того, 58% респондентов считают, что ИТ становится не просто фактором экономической эффективности, а средством конкурентной борьбы.
Однако результаты исследования выявили существенные различия во взглядах российских и зарубежных респондентов на роль программных продуктов в управлении. Как и их коллеги по всему миру, 80% российских топ-менеджеров видят определяющую роль информационных технологий в использовании передовых бизнес-моделей и реализации стратегических целей. Но в России более половины (56%) участников опроса рассматривают информационные технологии как инструмент снижения издержек и считают, что эта роль сохранится по мере их продвижения. Только 44% рассматривают ИТ прежде всего как главный источник конкурентных преимуществ (см. рис. 2). А в среднем по миру только 41% руководителей рассматривают информационные технологии как инструмент снижения издержек и 59% - как источник конкурентных преимуществ.
Поскольку улучшения взаимоотношений с клиентами называлось в качестве одного из главных приоритетов, интересно посмотреть, как здесь могут помочь ИТ. Опрос показал, что фактически половина российских руководителей (49%) считают, что ИТ на самом деле способны помочь качественнее обслуживать клиентов, удерживать их, разнообразить свои предложения и так далее.
Более детально на вопрос "Как ИТ в наибольшей степени может облегчить процесс улучшения взаимоотношений с клиентами?" отвечают следующие высказывания респондентов, которые считают, что ИТ:
- позволяют индивидуализировать обслуживание по товарам и услугам 29%
- обеспечивают доступ клиентов к корпоративной сети 15%
- обеспечивают возможность проводить гибкую ценовую политику 12%
- улучшают понимание и способность предсказывать поведение клиентов 11%
- повышают эффективность цепочки сбыта 9%
- делают доступной для руководства соответствующую информацию 8%
- повышают безопасность данных 8%
- рационализируют разработки товаров/услуг 8%.
Наконец, исследование показало, что из всех перспективных информационных технологий для решения инновационных задач российские топ-менеджеры будут максимально использовать возможности информационных технологий для сбора и анализа информации (рис. 3). Именно с их помощью российские руководители намерены ускорить решение таких задач, как прогнозирование тенденций и выявление изменений в поведении и в требованиях клиентов.
Исследование "Бизнес 2010", фактыПроведено агентством Economist Intelligence Unit подразделения журнала Economist. Мировое исследование охватило 4018 руководителей высшего звена из 23 стран. В их число вошла и Россия, в которой были опрошены топ-менеджеры 202 компаний (например, "Аэрофлот" и РЖД). Опрос проводился в период с ноября 2004 по январь 2005 года путем телефонных и онлайновых опросов, а также интервью с отдельными менеджерами. Более половины опрошенных были руководителями высшего звена (CEO, CFO и CIO), остальные представляли руководителей ключевых отделов предприятия, например маркетинга. В России ситуация аналогичная: 48% опрошенных относятся к руководителям высшего звена, а 52% - к старшим менеджерам. Важно, что среди опрошенных российских руководителей ИТ-менеджеры составляют всего 6% - а значит, исследование позволяет ознакомиться со взглядом именно бизнеса, а не ИТ-директоров.
К российской специфике исследования "Бизнес 2010"Согласно официальной статистике, российские компании представляли более 20 вертикальных индустрий. Однако здесь надо сделать одно важное замечание. Процентное соотношение респондентов показывает, что авторы исследования опирались на мировую практику использования ИТ, а не на российскую специфику. Иначе чем объяснить столь высокий процент (16%) респондентов из государственного сектора, отнюдь не находящегося ни в авангарде бизнеса (если говорить об обслуживании потребностей гражданского общества), ни в авангарде применения ИТ? Или 11% респондентов из сектора профессиональных услуг, весьма слабо развитого у нас, в сравнении со столь малым количеством респондентов из нефтехимии и химии (1%) и тяжелого машиностроения (3%)? Это, несомненно, внесло в картину определенные погрешности. |