30 октября в Москве в конференц-зале ОАО «Газпром» прошла вторая ежегодная научно-практическая конференция, посвященная проблемам организации и работы ситуационных центров, — «Ситуационные центры: технологии, проекты, варианты решений». Организаторами конференции выступили Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Международный союз приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям и компания Polymedia (http://www.polymedia.ru), которая специализируется на разработке профессиональных систем отображения.
Современный ситуационный центр — это комплекс взаимосвязанных моделей разнообразнейших процессов, позволяющий прогнозировать последствия тех или иных решений. Поэтому вопросы организации и работы ситуационных центров вызывают большой интерес у специалистов из самых разнообразных областей. Сложность, однако, в том, что, по мнению экспертов, невозможно создать типовой проект построения ситуационного центра. Тем не менее некоторые общие принципы и закономерности здесь можно выделить.
В программе конференции в этом году были представлены конкретные практические разработки, в том числе уже функционирующие, а также примеры вновь созданных ситуационных и информационно-аналитических центров. В число обсуждаемых тем были включены вопросы теории принятия решений и развития технологий визуального представления информации как ключевого элемента любого ситуационного, диспетчерского, информационно-аналитического центра.
Особый интерес вызвали доклады на тему организации и проведения стратегических совещаний в ситуационной комнате, предназначенной для органов государственной власти. С точки зрения представителей госструктур побудительным мотивом для применения технологий с ситуационных центров могут стать в первую очередь сложности с утверждением целевых программ. Технологии ситуационных центров способны содействовать в решении этого вопроса, поскольку они позволяют представлять разнообразную информацию в коллегиальном режиме (следует учитывать, что на решение этих вопросов на уровне региона, края или области влияют, помимо представителей органов власти субъекта РФ, еще 25—30 высших руководителей).
В результате применения технологий ситуационных центров в регионах Российской Федерации удается решать задачи стратегии развития высшего и профессионального образования, жилищно-коммунального хозяйства, инвестиционно-строительного комплекса, коренных народов Севера, молодежной политики, социальной защиты населения, деятельности по борьбе с наркотиками и здравоохранения. Опыт работы в условиях ситуационных центров говорит о том, что в режиме стратегического совещания целесообразен разрыв с внешними источниками информации, так как динамические изменения данных в режиме online осложняют принятие окончательного решения по ряду вопросов.
Олег Седов