Компания Luxoft (http://www.luxoft.ru) первой в мире достигла уровня 5 CMM и CMMI одновременно. Пятый, наивысший уровень рейтинга SEI (Software Engineering Institute, Carnegie Melon University) подтверждает зрелость производственного процесса компаний, в том числе разработчиков ПО. В Европе Luxoft также стала первой обладательницей пятого уровня CMMI.
Доля Luxoft составляет около 5% от общего оборота группы IBS, куда она входит, при этом разработчик ПО ежегодно растет более чем на 60%. Получение сертификатов пятого уровня CMM и CMMI — необходимое, но не достаточное условие для продвижения компании на мировой рынок. Важно, чем подтвержден данный статус. На внутренних процессах Luxoft видно, как уменьшается количество ошибок и проекты становятся более управляемыми. По оценке авторизованного SEI-асессора компании ALSTOM Transport, переход от 4-го уровня CMM к 5-му уровню CMM и CMMI позволил Luxoft снизить общие затраты, связанные с разработкой ПО, на 20%, а деятельность по переработке и исправлению ошибок сократить на 18%. Присвоение CMMI пятого уровня ставит компанию на один уровень с ведущими производителями мира.
По мнению аналитиков ComputerWorld US, в следующем году 80% американских CIO будут работать с офшорным программированием. Офшор — это «следующий Интернет» по степени влияния на американскую экономику.
Предпосылки для перехода к использованию услуг офшорного программирования заключаются в том, что компании-заказчики могут получить за счет этого определенные конкурентные преимущества. Американская экономика находится в непростой ситуации. ИТ-бюджеты уже не сокращаются, но и не растут, а от ИТ-менеджеров по-прежнему требуют снижения издержек. И наиболее эффективный способ достижения поставленной задачи — использование дешевой рабочей силы.
По данным Aberdeen Group (http://www.aberdeen.com), 65% заказчиков этого рынка приходится на компании США, 23% — Западной Европы, остальные расположены в азиатском регионе. Однако при этом компании-заказчики склонны разделять бизнес-функции на те, которые подходят для аутсорсинга, и те, что отдавать на аутсорсинг неразумно. На рынке офшорного программирования доминируют услуги по поддержке приложений и разработке ПО не для ключевых бизнес-процессов. Подобные проекты характеризуются хорошо документированными требованиями и экономическим выигрышем при сбалансированном риске. Это, образно говоря, основание пирамиды офшорного программирования, которое занимают в основном специалисты Индии и Китая.
По мере того, как ИТ-компании накапливают опыт управления офшорными проектами, меняется и отношение к тому, с кем и как работать. Взгляды на то, какие процессы критичны для бизнеса, а какие нет, претерпевают изменения. Несколько лет назад предприятия не были готовы отдать центры обработки данных на аутсорсинг. Выход офшорного программирования на качественно новый уровень потребовал от ведущих компаний-разработчиков добавить в свой набор потенциальных возможностей и разработку критичных для бизнеса приложений. Подобные инициативы предполагают исследование и применение новых технологий, а также расширение сотрудничества между компаниями вплоть до объединения различных бизнес-культур. Такие проекты могут отличаться меньшей трудоемкостью процесса программирования, но требовать большего профессионального мастерства. Это и есть вершина пирамиды офшорного программирования, где, по мнению специалистов Luxoft, у российских компаний есть шансы занять достойное место.
Тем не менее до недавнего времени на американском рынке офшорного программирования не было альтернативы индийским компаниям. Разработчики Ирландии, Канады, Голландии, Мексики, Филиппин, Китая и прочих стран, замеченных на рынке аутсорсинговых услуг, безусловно, обладают своими достоинствами и недостатками. Но они не имеют сертифицированной методологии производства ПО и преимуществ научного потенциала российского рынка.
Сегодня Россия уже входит в пространство мирового рынка, в том числе фигурирует в списке 12—13 стран, где возможен аутсорсинг. Но место ее — далеко не в начале списка. Задачи продвижения российских компаний на западный рынок симметрично противоположны задачам продвижения зарубежных компаний на российских рынок несколько лет назад — с той разницей, что на отечественный рынок выходили компании с мировыми именами. Поэтому в Америке предстоит продвигать не отдельные компании, а Россию. Конкуренция и разумное партнерство с соотечественниками на данном этапе было бы как нельзя кстати, так как в этом случае Россия будет представлена не одной-двумя компанией, а индустрией.
Более того, речь идет и о выходе на американский рынок в партнерстве с местными интеграторами. Дело в том, что их позиции на родном рынке сильно пошатнулись в результате деятельности индийских конкурентов, которые уже создают консалтинговые практики, сбивая при этом цены на услуги. Поэтому партнерство с российскими специалистами может быть очень привлекательным предложением для американских компаний.
Но несмотря на то, что популярность аутсорсинга стремительно растет, компании неохотно в этом признаются, прежде всего в силу ряда патриотических причин, защищающих интересы национальных кадров. Вокруг этой проблемы крутятся заявления политиков о необходимости сохранить рабочие места для американцев и не допустить их оттока за рубеж. Все это чистой воды популизм, способный, однако, принести желанные дивиденды на политическом Олимпе. Дело в том, что никто не сможет принять законы, ограничивающие присутствие офшорных компаний в Америке. В случае принятия такого запрета затраты на ИТ уменьшить не удастся. Следовательно, американские компании будут менее конкурентоспособны, чем их европейские или азиатские коллеги.
Стоит заметить, что все предпосылки для развития офшорного программирования появляются и на российских предприятиях. В силу этого они становятся интересными заказчиками для зарубежных специалистов, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, в частности, Украины и Белоруссии. И те сложности и противоречия, с которыми столкнулись на этом поприще компании Европы и Америки, в скором времени предстоит решать и в России.
Олег Седов