Корпорация Boeing (http://www.boeing.com) объявила о планах оснащения своих авиалайнеров оборудованием, которое обеспечит пассажирам современные услуги связи во время полетов. Телефон в самолетах появился давно, однако стоимость минуты разговора по-прежнему очень высока (около 5 долл.), а передача данных возможна только на скорости 9,6 кбит/с. Бизнесменов, которым часто приходится совершать длительные перелеты, это совершенно не устраивает.
Boeing ведет работы в этом направлении с середины 90-х годов. Изначально планировалось передавать при подлете к аэропорту только различную телеметрическую информацию, с целью повышения безопасности полетов и уменьшения времени технического обслуживания самолетов в аэропортах. Постепенно приоритеты изменились, и стали ясны коммерческие перспективы решения, которое базируется на широкополосном спутниковом доступе.
Передача данных будет асимметричной: 20 Мбит/с на самолет и 1 Мбит/с с борта. Но даже эти скорости смогут обеспечить широкий спектр современных услуг связи: доступ в Интернет, двухстороннюю видеоконференц-связь, потоковое видео (телеканалы и фильмы) и IP-телефонию.
Система связи состоит из двух наземных станций, расположенных в США и Швейцарии (они отвечают за покрытие Северной Атлантики), арендуемых ретрансляторов на спутниках и конечного оборудования на самолетах. В салоне самолета возможно создание локальной сети. Оборудование арендуется авиакомпаниями, а стоимость услуг для пассажира составляет 30 долл. за полет. На корпоративных самолетах уже установлено 13 таких систем; еще две — на самолетах компаний Lufthansa и British Airways — будут готовы в начале 2003 года. За 10 лет планируется установить до 4 тыс. таких систем. К 2005 году будут построены наземные станции в России и Индии, которые позволят обеспечить широкополосной связью полярные и транссибирские маршруты (Европа — Япония), а также акваторию Тихого океана. Р.С.