Intelligent Enterprise: Каковы, по вашему, должны быть ключевые архитектурные особенности ИТ-поддержки интернет-магазина в случае его ориентации на B2B-рынок? Говоря об ИТ-архитектуре, мы чаше всего имеем в виду либо интеграцию с внутренними и внешними системами, либо уровень его открытости и возможности для дальнейшего развития.
Юрий Шеховцов: По поводу интеграции с внутренними и внешними системами могу сказать, что с каждым годом требования клиентов, их информированность, оперативность в принятии решений и многие другие факторы неуклонно множатся. Сегодня для того, чтобы клиент был доволен, работают десятки интегрированных продуктов, а интернет-магазин должен собрать весь этот огромный «пазл», интерпретировать данные и представить их клиенту с понятной и визуально приятной подачей. Как правило, любой интернет-магазин – это продукт, глубоко интегрированный со множеством внутренних и внешних систем.
Что касается требований открытости и возможности доработки, то интернет магазин по определению постоянно развивается. Как только компания перестает инвестировать средства в соответствующий канал коммуникаций (я умышленно избегаю слова «продаж»), этот канал устаревает, становится неактуальным, неинтересным и т. д. Поэтому очень важно, какой фундамент положен в основу решения и каковы его масштабируемость и возможности развития.
Какие организационные преобразования необходимы компании для эффективной работы в электронной среде? Например, наём и подготовка сотрудников определенной квалификации, введение новых бизнес-процессов и бизнес-правил, работа над нормативно-справочной информацией…
Сложно выделить области, которые трансформируются, преобразуются с приходом интернет-торговли, особенно в индустриальном секторе, – меняется всё, в комплексе. По одной очень простой причине: мы прекрасно умеем продавать, но мы хотим большего, теперь нам недостаточно продавать металлопродукцию, мы хотим оказывать услугу, предоставлять сервис, давать возможности, держать в курсе, иными словами, куда бы вы ни пошли – мы всегда будем рядом. Эта задача недостижима без внутренних радикальных изменений: бизнес-процессов, данных, внутренних нормативов и т. д. Вообще требуется изменить сам вектор и направление мышления всех сотрудников компании, попросту говоря, мы должны трансформировать свою корпоративную культуру. А для каждого из наших покупателей – стать не просто поставщиком, но надежным и долгосрочным партнёром.
В развитии интернет-торговли для сектора B2C сейчас имеет место ряд известных тенденций. Это, например, омниканальность, поддержка разнообразных мобильных устройств клиентов, выстраивание всевозможных технологий самообслуживания, попытки детально отслеживать поведение клиента на интернет-сайте. В наиболее интересных случаях уже используются принципы дополненной реальности. Актуальны ли какие-то из подобных тенденций для вашего бизнеса? Можете ли вы что-либо прямо или косвенно заимствовать из сферы B2С?
Это отличный вопрос. Осознанно мы только начали свой путь, нам еще немало предстоит, но стоит отметить, что многое мы уже заимствовали в секторе B2C, несмотря на то что интернет-магазин у нас индустриальный, со своим, так сказать, «характером». Что же касается планов, я не буду раскрывать всего, но уверен: нам еще есть чем удивить и вас, и наших клиентов!
В интернет-бизнесе крупных компаний (прежде всего финансовых) сейчас начали формироваться так называемые маркетплейсы, или электронные площадки, в которых собраны разные сервисы, концентрирующиеся вокруг некоего основного. Актуальны ли такие тенденции для вашего бизнеса, и если да, как они могут воплотиться в жизнь?
Не думал об этом, но почему бы и нет? Возможно, появятся производственные аналоги биржи, где клиент покупает мощность, как фьючерсы, или что-то подобное. Пока это, естественно, шутка. Но всё может быть. Я уверен в одном: уже лет через десять этот рынок будет кардинально другим, неузнаваемым с сегодняшних позиций. Поэтому мы уже сегодня готовимся, нас интересует будущее – какое место мы на нем будем занимать, и, возможно, здесь мы тоже станем первооткрывателями.
Актуален ли вопрос интеграции интернет-магазина «Северстали» с разнообразными электронными сервисами? В качестве таковых могут выступать сервисы кредитования, оплаты, страхования, логистики, факторинга и некоторые другие.
Здесь важен баланс, интернет-магазин не должен походить на неоновую рекламу центрального проспекта, в нашем бизнесе сервис должен предоставляться исключительно адресно. К этому вопросу я с удовольствием вернусь позже, после тестирования интернет-магазина нашими основными клиентами, если окажется, что они будут испытывать в этом потребность и мы получим от них запрос на данные услуги. Тогда я вам подробно расскажу, что мы планируем сделать.