Intelligent Enterprise: Хотелось бы понять роль электронной торговой площадки в компании «Башнефть» в контексте ключевых используемых для автоматизации бизнес-процессов информационных систем.
Александр Казанский: С 2010 года компания «Башнефть» определила для себя, что направление электронной торговли является эффективным механизмом взаимодействия с нашими потенциальными поставщиками. Речь прежде всего идет о реализации в электронной форме процессов выбора поставщика той или иной продукции.
В качестве конкретного инструмента мы выбрали платформу B2B-Center, и уже сегодня у нас накоплен достаточный опыт ее эксплуатации. Суммы заключенных сделок сейчас можно измерять миллиардами рублей и тысячами торгово-закупочных процедур.
При этом параллельно в компании развивается целый ряд традиционных бизнес-систем, предназначенных для информационной поддержки внутренних бизнес-процессов. Систему SAP ERP мы внедряем как в управляющей компании, так и в дочерних и зависимых обществах «Башнефти». Внедрили мы и продукт SAP SRM [Supply Relationship Management], функционал которого, точно так же как и в случае электронной торговой площадки, ориентирован на взаимодействие с поставщиком. И эти системы в известной степени дополняют друг друга.
Надо подчеркнуть, что наша стратегия автоматизации предполагает интеграцию SAP SRM с электронной торговой площадкой на базе B2B-Center, и интеграция эта на сегодняшний день уже завершена. Результат — более полная автоматизация жизненного цикла корпоративных закупок, уменьшение влияния человеческого фактора при обработке данных, связанных с организацией закупочной деятельности, существенное снижение трудоемкости соответствующих процессов. Помимо этого у нас в компании функционируют системы документооборота. В частности, с 2010 года внедрено решение «БОСС Референт», покрывающее ИТ-поддержкой процессы внутреннего оборота документации. Его мы также предполагаем интегрировать с SAP ERP. Безусловно, работают в компании и другие, более узкоспециализированные ИТ-системы, но рассказывать об особенностях их эксплуатации необходимо отдельно.
Возвращаясь к закупкам, отмечу, что это весьма «длинный», многоступенчатый горизонтальный процесс. ЭТП с реализуемыми на ее базе процедурами выбора поставщика стоит, условно говоря, где-то в середине цепочки процессов, так или иначе относящихся непосредственно к закупке продукции, к анализу параметров её доставки и эффективности эксплуатации внутри компании, а также к планированию последующего цикла закупок.
Не автоматизировав полный цикл, говорить об эффективности процессов, организованных с помощью ЭТП (а они относятся лишь к фиксации предложений со стороны поставщиков и организации непосредственно торгов), весьма и весьма трудно. В нашей же компании результаты проведенных торгов в определенном формате попадают во внутренние бизнес-системы (прежде всего SAP) и уже там преобразуются в соответствии с теми алгоритмами, которые позволяют решать задачи доставки, хранения и распределения в производство материальных ценностей, а также задачи анализа данных, о которых я сказал чуть раньше.
Практически любое значимое направление корпоративной автоматизации имеет в той или иной мере выраженную отраслевую специфику. И зрелость применения ИТ-инструментов в различных отраслях, как правило, разная. Что вы могли бы сказать по этому поводу, имея в виду конкретно нефтяную отрасль?
Нельзя утверждать, что нефтяная отрасль является очень передовой в смысле реализации процедур электронных закупок. По крайней мере говорить о существовании отраслевой консолидации, которая позволяла бы выделять какие-либо лучшие практики, решать общие для отрасли методические или технические задачи (которые, безусловно, есть), пока не приходится.
Сказать, что электронными закупками вовсе никто не занимается, я не могу, но многие идут своим путем, используя, например, собственную систему SAP SRM для этой цели. Насколько мне известно, на площадке B2B-Center никто из наших коллег не работает. Да и вообще на каких-либо открытых электронных ресурсах подобного типа мало кого из них можно встретить. А мне представляется, что если бы открытые ЭТП в большей степени являлись неким консолидационным центром технического и методического совершенствования процессов корпоративных закупок хотя бы в масштабах нашей отрасти, это было бы ей только на пользу. Тем более, что возможности и ресурсы у открытых ЭТП для этого есть. Да и межотраслевой опыт вполне можно использовать.
Не могли бы вы привести пример задачи, которая ставится непосредственно в связи с совершенствованием процессов корпоративных закупок и которая вместе с тем может эффективно решаться на уровне отрасли?
Одним их примеров подобных задач, я считаю, является формирование нормативно-справочной информации (НСИ). Ее важность в контексте деятельности по закупкам каждой отдельно взятой организации общеизвестна. Известно также, что она активно поддерживается информационными системами. Но это еще и отраслевая проблема. Сейчас каждая компания нашей отрасли действует в значительной мере самостоятельно, используя ресурсы внутренние или привлекаемые извне. Однако единого справочника как не было, так и нет.
А он нужен для организации очень четко прописанных, прозрачных и технологично построенных механизмов трехстороннего взаимодействия между заказчиком, поставщиком продукции и поставщиком ИТ-сервисов, связанных с закупочной деятельностью.
Следовательно, в нём заинтересованы не только предприятия отрасли, но и представители электронных торговых площадок. Как мне представляется, со своей стороны B2B-Center тоже уделяет этому направлению немало внимания.
Для отрасли же НСИ это не только закупки, но по сути всё последующее движение материальных средств уже внутри предприятий. А для любой крупной производственной компании это довольно сложные процедуры.
Что касается поддержки со стороны государства, то она сейчас в основном концентрируется на государственном же секторе экономики. Известны, например, Федеральные законы 223 или 44, очень четко описывающие те процессы закупочной деятельности, которые должны в обязательном порядке проводиться через торговые площадки. Конечно, коммерческие компании наподобие нашей могут и в этих явным образом ориентированных на государственные закупки законодательных актах находить некую методическую опору для организации своей закупочной деятельности. И это действительно происходит. Но вместе с тем вокруг основной активности по выбору поставщика на конкурентной основе существует масса сопутствующих направлений деятельности, где поддержка законодательства не менее важна.
А поддерживать как раз есть что. В области реального развития электронной коммерции и в коммерческом секторе, и в том числе в сегменте B2B Россия сейчас занимает далеко не последние место.
Автоматизации жизненного цикла закупочной деятельности, как вы только что сказали, сопутствуют некие смежные процессы и активности. Применительно к торговым площадкам это означает расширение спектра ИТ-сервисов, которыми может воспользоваться заказчик. Что можно сказать по этому поводу?
Как раз на днях на нашей торговой площадке стала доступна услуга факторинга, что по сути является чисто банковским сервисом на корпоративном рынке. Вместе с тем и сегодня подключение дополнительных сервисов к ЭТП уже происходит. Есть, например, интересные функции по автоматизированному переводу закупочной документации с одного языка на другой. Можно сказать, что сама тендерная процедура, проводимая в электронном виде, безусловно являясь неким ядром функций ЭТП, в то же время притягивает к себе ряд дополнительных сервисных возможностей.
Содержательно эти функции могут расширять ИТ-поддержку жизненного цикла закупок (начиная от их планирования и заканчивая фактом оплаты поставленной продукции или, если необходимо, и послепродажной поддержкой) либо позволять в автоматизированном режиме заниматься той или иной деятельностью, сопутствующей основной. Перевод документации — это типичный пример задач второй категории.
Движущие силы расширения набора сервисов, доступных на электронных площадках, а также совершенствования существующих также понятны. Это, с одной стороны, совершенствование самих технологий (тот же автоматизированный перевод раньше вовсе был недоступен и вместе с тем пока подлежит совершенствованию). С другой — развитие законодательства тоже позволяет переносить в электронное пространство некоторые важные сервисы, для оказания которых раньше можно было применять лишь традиционные подходы.
Вопрос развития функциональных сервисов торговых площадок можно поставить и по-другому. А именно — какие специалисты могут и должны использовать ИТ-сервисы, доступные на ЭТП, если речь идет о достаточно уже развитой модели предоставления услуг со стороны этих ресурсов?
Помимо собственно закупщиков весьма успешно с сервисами ЭТП могут работать маркетологи. Используя необходимый набор отчетных форм, статистические данные и хотя бы базовые аналитические инструменты работы с ними (а если речь идет о развитой модели, то подобные ресурсы на ЭТП должны присутствовать), они получают информацию об уровне цен, о количестве поставщиков той или иной продуктовой номенклатуры, интересующие их данные об отдельных поставщиках и т. д. С помощью ресурсов торговой площадки вполне можно оценить опыт участия интересующего поставщика в ранее проводимых закупочных процедурах или получить информацию о заказчиках, которым он что-либо поставлял раньше. Это очень важно для лиц, участвующих в принятии решений по вопросам корпоративных закупок. А это может быть целый коллектив специалистов разного профиля.
Далее, как мне представляется, ресурс торговых площадок может использовать служба экономической безопасности предприятия. Вообще дело, наверное, больше в умении пользоваться ИТ-ресурсом и инструментами ЭТП и в понимании того, в каком направлении они будут развиваться в будущем.