Создать сервисы электронного правительства, как показывает опыт, мало. Их необходимо донести до населения, в том числе с помощью далеко не тривиальных способов. Это и стало предметом нашего разговора с заместителем премьер-министра Республики Татарстан — министром информатизации и связи Романом Шайхутдиновым.
Intelligent Enterprise: Оценивались ли вами различные способы популяризации инструментов электронного правительства — через организацию конкурсов и соревнований, через обращение в печати, на радио и телевидении, через обучение, рекламные каналы и проч.?
Роман Шайхутдинов: Популяризация портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан активно ведется с самого момента его запуска. Конечно, в первую очередь были испробованы «традиционные» способы привлечения населения к работе с порталом. Это и ролики на телевидении и радио, и наружная реклама, и печать информационных буклетов, листовок, карманных календарей. Такие способы несомненно привлекают население, но наша задача — не только привлечь, но и научить работе с порталом, рассказать, зачем надо заводить личный кабинет, показать, почему это удобно. Поэтому к популяризации портала мы привлекли районных тьюторов, которые, пройдя соответствующие курсы, теперь проводят обучение в своих районах — в школах и отделах управления районного образования. В марте прошлого года с целью популяризации государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, мы запустили республиканский конкурс среди школьников «IT-чемпион».
Почему вы выбрали именно форму соревнований? Можно ли говорить о том, что разные каналы популяризации сервисов служат разным целям и работают с разной эффективностью?
Среди школьников силен соревновательный дух. К тому же все мы знаем, какое огромное влияние оказывают дети на своих родителей. Мы очень надеялись, что борьба за планшеты iPad будет мотивировать школьников учить и родителей, и бабушек, дедушек, и дядей, тетей, и даже соседей работе с порталом. Школьников, наверное, можно назвать самой активной, «продвинутой» частью населения в отношении новшеств, в том числе и в заинтересованности в ИТ-сфере.
И действительно школьники активно включились в борьбу. Мы это видим по количеству участвующих в конкурсе детей — 237 тыс. (86% от общего их числа). В 281 тыс. личных кабинетов взрослых на портале сохранены логины учащихся.
Благодаря активности школьников на портале создано более 217 тыс. новых личных кабинетов, по сравнению с 2012 годом их количество увеличилось в четыре раза.
Конкурс проводился в три этапа: с 1 марта по 24 мая, с 25 мая по 1 сентября, со 2 сентября по 20 декабря.
Надо отметить, что учащиеся соревнуются не на республиканском уровне, а на уровне своих муниципальных районов.
Планшеты получают трое самых активных участников из каждого муниципального района. Помимо этого у них есть возможность обменять набранные баллы на памятные призы: сувенирную продукцию с логотипом конкурса, билеты в театр, призы спонсоров. За два конкурсных этапа школьники получили 306 планшетов iPad и более семисот призов.
Конечно, разные каналы имеют разную эффективность. Для наиболее широкого охвата населения использовать необходимо всё. Мы транслируем ролики на телевидении и радио, раздаем информационные буклеты с пошаговой инструкцией, как пользоваться республиканским порталом госуслуг, печатаем информационные сообщения на счетах-фактурах и квитанциях об оплате услуг детского сада, информируем наших текущих пользователей портала о новых услугах и появившихся штрафах через SMS.
Но именно конкурс «IT-чемпион» в 2013 году стал, пожалуй, основным и самым эффективным рекламным инструментом.
Насколько определена и классифицирована целевая аудитория программ популяризации услуг электронного правительства? Целесообразно ли проводить классификацию по возрасту, образованию, времени проживания в регионе или иным признакам?
Наша целевая аудитория — это всё население Татарстана, более трех миллионов человек, потенциальных пользователей госуслуг. Жители республики могут получить первую электронную госуслугу еще в школе — записаться на прием на получение российского паспорта.
На наш взгляд, проводимый в Татарстане конкурс «IT-чемпион» позволяет донести основную идею, состоящую в удобстве и легкости получения электронных госуслуг, существенной экономии времени и повышении качества жизни, до всех аудиторий сразу. Через школьников мы обращаемся к родителям и более старшему поколению — бабушкам и дедушкам. Внуки с радостью показывают им, как оплатить счет-фактуру за квартиру в режиме онлайн. А те, в свою очередь, учатся пользоваться электронными услугами, например, записываться на прием к врачу через портал услуг.
Решаются ли какие-либо косвенные задачи в ходе популяризации электронных услуг? Например, повышение компьютерной, юридической или экономической грамотности, повышение лояльности населения к власти. Можно ли как-то объективно оценить такие достижения, если они есть?
Безусловно, популяризация портала госуслуг Республики Татарстан позволяет решать и сопутствующие задачи, в том числе и названные вами. Все, кто регистрирует на портале госуслуг личный кабинет, могут также воспользоваться системой «Народный контроль», чтобы адресно донести проблему до нужных органов власти.
«Народный контроль» функционирует с апреля 2012 года. Это совершенно новый тип общения власти с населением, когда у граждан появляется возможность поставить чиновникам «лайк» за проделанную работу или не согласиться с рассмотрением заявки и направить ее на повторное рассмотрение.
В «Народном контроле» прием уведомлений ведется по 26 категориям. Сюда граждане обращаются с актуальными проблемами и социально-значимыми вопросами по различным направлениям — от общественного питания и развития бизнеса до сфер жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, образования и здравоохранения. Здесь можно оставить сообщение о качестве дорог, связи, предоставления услуг и т. д., подкрепить его фото- или видеоматериалами.
Процесс рассмотрения вопроса является общедоступным, пользователям предоставлена возможность голосовать за указанную в уведомлении проблему, подтверждая тем самым факт ее существования и актуальность для общества. Гражданину в течение десяти дней согласно регламенту системы должен поступить ответ.
За полтора года работы «Народного контроля» поступило более 13 тыс. заявок, на которые было дано свыше 107 тыс. комментариев. Статус «Заявка решена» получили 50% обращений; 7% заявок находится в работе; 29% заявок имеют статус «Мотивированный отказ» (в связи с отсутствием нормативных оснований и финансирования), 14% — статус «Запланировано».
«Народный контроль» позволяет адресно повысить качество жизни граждан, а значит, их доверие, лояльность к власти.
Является ли популяризация услуг неким разовым или, наоборот, повторяющимся мероприятием, или его скорее можно определить как постоянный процесс?
Популяризация услуг — процесс, конечно, постоянный. О новых услугах и возможностях портала необходимо рассказывать всегда.