Компании «Техносерв» осенью этого года исполняется 20 лет. В ту пору, когда она начинала свою деятельность, до появления популярных ныне концепций ИТ-поддержки бизнеса и широкого применения соответствующих этим концепциям терминов было еще очень далеко. Сегодня же ее управляющий директор Сергей Корнеев рассказывает именно о них.
Intelligent Enterprise: Как вы видите на сегодняшний день расклад относительно выбора предприятиями ИТ-стратегии?
Сергей Корнеев: Сегодня мы наблюдаем два подхода к используемой инфраструктуре, которые исповедуют ИТ-директора вне зависимости от того, в какой отрасли они работают. Первый подход — консервативный — предполагает, что предприятие имеет собственную инфраструктурную базу и применяет жесткие меры по резервированию данных и охране периметра. Такие ИТ-директора находятся на волне деятельности по замене вычислительных мощностей, начавшейся после кризиса 2008—2009 годов. Второй — альтернативный, характерный для ИТ-служб, которые работают в условиях ограниченных ресурсов, — внимательное отслеживание затрат на поддержание корпоративной ИТ-инфраструктуры. При таком подходе ИТ-директора все чаще обращаются к различным вариантам аутсорсинга — от полного до «точечного» и очень специализированного по функциям. В эту же группу входят российские представительства западных компаний, где использование аутсорсинга диктуется головными офисами.
Почему так непопулярен полный аутсорсинг? Какие направления деятельности на аутсорсинг вообще не стоит выводить?
Стопроцентный аутсорсинг предполагает полную передачу ИТ-функций и инфраструктуры на сторону обслуживающей компании, а значит, бизнес должен быть на 200% уверен в своем подрядчике. Сегодня зависимость бизнеса от ИТ весьма велика. Зачастую потеря контроля над информацией равнозначна потере части бизнеса. Поэтому крупные предприятия отдают на аутсорсинг или техническое обслуживание только отдельные сегменты. Так, мобильные операторы передают на обслуживание вендорам свои региональные сети, построенные практически полностью на оборудовании этих производителей. Последний пример из данной области — передача «Вымпелкомом» сетей в Поволжье и на Дальнем Востоке компании Huawei.
Другой вариант удачного аутсорсинга в России основывается именно на долголетнем партнерстве, когда интегратор создавал ИТ-комплекс заказчика и знает его порой не хуже ИТ-департамента клиента. Например, «Техносерв» с самого начала работал над созданием и развитием технологического сегмента ФМС России в государственной системе оформления паспортно-визовых документов нового поколения. На данном этапе мы осуществляем комплексную поддержку всей информационной инфраструктуры ведомства. «Техносерв» отвечает за функционирование 862 объектов ФМС по всей стране, в зоне нашей ответственности — конечное оборудование в регионах, ИТ-системы федерального центра обработки данных и специальное ПО. Но и здесь о полном аутсорсинге говорить все же нельзя.
Еще одной причиной малой популярности полного аутсорсинга в России является отсутствие в стране привлекательного ценового предложения по комплексному аутсорсингу. А такая привлекательность может быть обеспечена только тогда, когда идентичная услуга предоставляется сразу нескольким клиентам. Уже давно доказано, что за счет синергии заказов можно достичь оптимальной цены при высоком уровне качества.
Какие сложности могут возникнуть при создании общего центра ИТ-обслуживания в недрах крупной корпорации?
Если крупная компания решает полностью сосредоточить ИТ-направление в собственных руках, ее ИТ-департамент должен будет расти и развиваться вместе с бизнесом. Мы говорим о высококвалифицированном и высокооплачиваемом штате специалистов, о постоянных инвестициях в их образование (технологии не стоят на месте), о предоставлении инженерам расширяющегося горизонта интересных задач и проектов, что не всегда может быть скомпенсировано высокой зарплатой. Ведь многие ИТ-специалисты, как говорится, по жизни ориентированы на развитие и не готовы годами обслуживать уже созданные системы. Большой плюс работы в крупных интеграционных компаниях заключается в том, что хороший технический специалист работает там над задачами разных масштабов и из разных отраслей, он развивается матрично, что далеко не всегда возможно при работе на стороне клиента.
Кроме того, делая всё своими силами, компания обязана при внедрении нового приложения постоянно инвестировать развитие своей инфраструктуры, наращивая CAPEX. Отдельной строкой в расходах стоит обслуживание данной инфраструктуры. Для крупных предприятий это миллионы, а порой и десятки миллионов долларов в год. Поэтому вопрос об аутсорсинге присутствует во всех планах или по крайней мере в неявной форме. Для любого топ-менеджера ИТ-департамент — это затратная часть бизнеса, не приносящая прямой прибыли. Идея любыми доступными способами зафиксировать прогнозируемый рост по затратам и обозначить четкие гарантии работоспособности инфраструктуры и приложений действительно привлекательна для бизнеса. Растет данное направление и в структуре оборота крупных российских интеграторов. Сегодня оно может достигать десятков процентов. Например, в 2011 финансовом году суммарный объем работ «Техносерва» по предоставлению технической поддержки и аутсорсингу систем и инфраструктуры заказчиков вырос на 56%.
Развитие классического аутсорсинга в России по сути неотделимо от тенденции, связанной с выделением внутренних ИТ-подразделений в независимую структуру. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы в тендерах, проводимых той или иной корпорацией, ее «ИТ-дочка» участвовала на равных с внешними компаниями, предоставляющими услуги аутсорсинга.
У нас у всех перед глазами примеры, когда «ИТ-дочки» раз за разом выигрывали независимые конкурсы своих родственных структур. Здесь, к сожалению, включаются политические механизмы, на которые трудно как-либо повлиять независимым игрокам. Однако есть ещё и дополнительная сложность. Дело в том, что такой механизм действительно работает эффективно, и мотивы крупных холдингов вполне понятны… Но, на мой взгляд, эффективность чаще всего видна на первом этапе работы «карманного» интегратора. А потом, как правило, наступает разочарование. Гарантированные заказы расслабляют, качество услуг снижается, а стоимость растет — это логичный итог безальтернативности. Только независимая и честная конкуренция приводит к нужным результатам.
Как сегодняшняя тенденция будет меняться?
Уровень проникновения аутсорсинга на российский рынок ИТ-услуг в настоящее время заметно ниже европейского, но отечественные компании продолжают развиваться в этом направлении. Около 37% компаний корпоративного сегмента уже используют ИТ-аутсорсинг, а 28% планировали в 2012 году увеличить эту статью расходов. Среди факторов, мотивирующих использование аутсорсинга, ИТ-директора отмечают недостаточную экспертизу в области ИТ, нехватку персонала и отсутствие технологий, доступных внешним провайдерам. Наиболее распространенные сдерживающие факторы — высокая стоимость услуг стороннего провайдера в сравнении с содержанием собственного штата специалистов и угроза потери контроля над собственными данными. К основным направлениям аутсорсинга относятся развитие бизнес-приложений и интеграция, а также аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и ее менеджмента.
Понятно, что аутсорсинг постепенно будет набирать обороты, однако определенное время объективно будет уходить на то, чтобы заказчик сумел хорошо узнать подрядчика, научился доверять ему критичные для бизнеса системы и данные.