Авиационная промышленность является одной из ключевых инновационных областей, в которой внедряются самые передовые программные решения. О том, какие задачи автоматизации сегодня решаются с помощью ИТ, журналу Intelligent Enterprise рассказал Александр Горин, первый заместитель генерального директора — директор производства Таганрогского научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г. М. Бериева, специализирующегося на проектировании, строительстве, испытании и эксплуатационной поддержке самолетов-амфибий и авиационных комплексов специального назначения.
Intelligent Enterprise: Какую роль играет автоматизация НИОКР в общей структуре автоматизированных производственных процессов?
Александр Горин: Следует отметить, что задачи проектирования на нашем предприятии были автоматизированы в первую очередь. Работы эти начались несколько десятилетий назад. Наши первые программные решения строились на базе систем IBM и вычислительных комплексов ЕС-1035. С тех пор они неоднократно переводились на другие платформы; было сменено много поколений вычислительной техники.
Работу по автоматизации мы начинали с формирования конструкторской спецификации, с полного описания состава изделия, имея в виду хранение всей информации о создаваемой нами продукции в формализованном электронном хорошо структурированном формате. Разумеется, впоследствии программно-аппаратная платформа, движок базы данных и клиентские места претерпевали многочисленные изменения, однако информация об изделиях нашего предприятия накапливается уже тридцать лет. Данные системы и сейчас востребованы и при этом доступны в современных форматах.
В 2001 году была сформулирована стратегическая задача, в соответствии с которой проектирование изделий авиационной техники мы должны были полностью осуществлять в электронном виде. Речь уже шла не только об описании изделия в форме спецификации, но и о построении трехмерных электронных моделей, учитывающих как конструктивные, так и функциональные характеристики. Иными словами — о том, что называется полным электронным описанием изделия. Так что фактически вся информация, начиная от электронных моделей и заканчивая технологической подготовкой производства, должна была быть формализована и занесена в базу данных.
В результате сегодня все новые проекты полностью выполняются в цифровом виде. Что касается конкретных информационных систем, то мы используем программные продукты компании Siemens — CAD/CAM/CAE-систему UniGraphics NX и PDM-систему Teamcenter. Вообще НИОКР — это прежде всего PDM-система хранения данных об изделии на всех этапах его жизненного цикла. Если же отмечать особенности конструкторского бюро, то исторически специфика ТАНТК заключалась именно в изготовлении опытных изделий, их испытании и последующей передаче на другие предприятия в целях массового производства. Так что у нас жизненный цикл изделий начинался с анализа потенциальных потребностей, проходил через этапы эскизного и технического проектирования, разработки конструкторской документации и заканчивался изготовлением опытного образца.
В каком направлении в настоящее время развивается ваша компания?
Год назад под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации России состоялось объединение ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» с ОАО «Таганрогская авиация», которое находилось на одной с нами территории.
Дело в том, что наша продукция серийно выпускалась преимущественно на предприятиях, базирующихся в Иркутске и Комсомольске, а такие большие расстояния не позволяли нам построить эффективные процессы её конструкторского и технологического сопровождения. На тот момент средства коммуникации не были развиты до такой степени, как сегодня, и столь критичный для нашей отрасли интенсивный информационный обмен между конструкторами и производством оказывался очень затруднительным. Так что перенесение производства на единую площадку было вполне логичным и закономерным шагом.
Таким образом мы приобрели и активно развиваем новую компетенцию — серийное изготовление нами же разработанных самолетов-амфибий Б200-ЧС, которые сегодня производят на территории ТАНТК в Таганроге.
Каковы приоритеты автоматизации в других направлениях помимо НИОКР?
Большое значение для эффективного функционирования предприятия играет понимание потребностей заказчика. В современных высококонкурентных рыночных условиях соответствие предъявляемым клиентами требованиям во многом определяет успех компании на рынке. Раньше основным заказчиком было государство (в лице Министерства обороны или госкомпаний), а процедуры получения и исполнения государственного и коммерческого заказов существенно различались. Сегодня же госзаказчики взаимодействуют с нами по тем же принципам, что и коммерческие клиенты, так что маркетинговые исследования стали играть важную роль повсеместно. Причем речь идет о мониторинге потенциальных ожиданий клиента — хорошо и профессионально продуманном и рассчитанном на длительную перспективу. Наша основная задача здесь — получить максимально формализованные сведения об ожидаемых потенциальными клиентами характеристиках нашей продукции, об эффективности решения задач, об экономичности в эксплуатации. Мы автоматизируем и такие направления, как технологическая подготовка производства, планирование проектов и ресурсов предприятия, внутрицеховое планирование и диспетчеризация работ. За счет развития этих сфер мы рассчитываем получить максимальное конкурентное преимущество. Надо сказать, что на эти планы заметное влияние оказывает происходящее объединение нескольких типов производства. Очевидно, что для подготовки опытных образцов авиационной техники и серийного производства используются принципиально разные методологии планирования.
Какие методологии из тех, что имеют отношение к автоматизации, в настоящее время оказываются наиболее востребованными в авиационной промышленности?
Нынешние лидеры авиапромышленности используют технологии параллельного проектирования для максимально быстрого вывода своей продукции на рынок. То есть проектирование, технологическая подготовка и изготовление идут параллельно, и это, разумеется, существенно усложняет организацию рабочего процесса. Чтобы организовать такой сложный асинхронный процесс, необходимо использовать комплексные автоматизированные системы управления программами и проектами, управления данными об изделии, управления ресурсами предприятия, бизнес-анализа. Как я уже отмечал, мы делаем упор и на технологическую подготовку производства, четкое планирование и диспетчеризацию работ. Иными словами, параллельное проектирование безусловно способно дать конкурентные преимущества, однако может требовать детального подхода к стратегическому и оперативному управлению производственными процессами, к его автоматизации и, конечно, к интеграции управления полным жизненным циклом, что без информационных технологий сегодня просто невозможно.
В фокус нашего внимания попадает также сервис и послепродажное обслуживание самолетов. Как известно, стоимость жизненного цикла изделия после его покупки может составлять до 60% от стоимости непосредственно продукта. Да и репутация компании (а в нашей отрасли это понятие вообще трудно переоценить) не в последнюю очередь зависит от того, как построена работа по поддержанию самолетов в эксплуатации. Так что, зарекомендовав себя как компанию с высоким уровнем оказываемых услуг, мы имеем возможность выйти на новые перспективные рынки.
В какой степени эффективность бизнеса зависит от уровня автоматизации смежных предприятий?
Для начала надо отметить, что самолет является вторым по сложности изделием после космических аппаратов. В среднем в одном летательном аппарате насчитывается несколько сотен тысяч деталей, и иногда эта цифра приближается к миллиону. Создание таких сложных объектов в рамках одного-единственного предприятия практически невозможно, поэтому у нас большое количество смежников.
Мы разделяем их на две категории. С одной стороны, это кооперанты — те организации, которые производят элементы конструкции или системы по нашим чертежам (среди них — ульяновский завод «Авиастар», Казанское и Воронежское авиационные производственные объединения и другие). Ко второй категории относятся поставщики готовых изделий и сложных авиационных комплексов. Разумеется, в обоих случаях автоматизация кросс-процессов («сквозных» процессов, проходящих через различные предприятия) играет большую роль, и очевидно, что для кооперантов она более критична. Да и само управление кросс-процессами всегда гораздо сложнее.
А уровень интеграции процессов может быть самый разный. Когда, например, конструирование самолета Бе-200 проходило в Таганроге, а строительство опытной партии — в Иркутске, мы реализовали проект по созданию единой базы данных об изделии Бе-200 (PDM). Данные в этой PDM-системе были синхронизированы между Москвой, Таганрогом и Иркутском. Получалось, что на одном предприятии конструкторы, работая с электронными моделями, вносили в них изменения, а на другом технологи и производственники изготавливали по полученным описаниям элементы конструкции.
Аналогичные проекты реализовывались и в ОКБ «Сухой» при разработке самолета RRJ-95, известного сегодня как SuperJet-100. Сегодня такие проекты реализуются в рамках Объединенной авиастроительной корпорации России.
Следует отметить, что в обеспечении слаженной работы множества предприятий-смежников в авиастроении огромное значение имеет использование единых стандартов, в том числе в области управления качеством.
На данном этапе наше предприятие уже сертифицировано на соответствие группе международных стандартов ISO 9000. Чтобы идти в ногу со временем, ТАНТК сертифицируется как предприятие — разработчик авиационной техники по актуальной на сегодня линейке стандартов ЕN 9100, а в ближайшее время будет проходить сертификацию и как предприятие-изготовитель.
Насколько развиты системы стандартов в вашей отрасли вообще и какое отношение это имеет к развитию ИТ-поддержи бизнеса?
На Западе сегодня существует большое количество стандартов на электронное описание изделий. Этим гарантируется, что описание, выполненное на одном предприятии, будет воспринято информационной системой на другом, соответствующем тому же стандарту.
В нашей стране (тогда еще СССР) в определенный момент также начался процесс создания стандартов, однако с распадом Советского Союза он несколько замедлился. Так что сегодня большинство российских предприятий пользуется адаптированными международными стандартами.
В последние годы, впрочем, процесс формирования отечественных стандартов возобновился. Когда они будут введены в действие, существенно упростится взаимодействие со смежными предприятиями как по совместному производству, так и по поставке комплектующих и готовых изделий. А это, в свою очередь, позволит более быстро и с лучшим качеством автоматизировать наиболее проблемные с точки зрения взаимодействия кросс-процессы. Пока же все вопросы, касающиеся условий поставки, требований к качеству и соблюдения отраслевых и государственных стандартов, закрепляются в договорных документах при заключении контрактов.
Насколько в автоматизации инновационной деятельности, которая, надо полагать, характерна для вашего бизнеса, применение ИТ-инструментов помогает интенсифицировать процесс неформального общения между сотрудниками?
Я думаю, что неформальное общение, осуществляемое в том числе через социальные сети и другие сетевые инструменты, является неотъемлемой частью жизни современного общества, особенно молодежи. На данном этапе авиационная промышленность испытывает огромный дефицит кадров. В советское время работать в космонавтике и авиации было очень престижно, и получив высшее образование по этой специальности, молодой специалист с легкостью мог найти работу в любой другой области народного хозяйства.
В настоящее время в мотивации молодежи преобладают меркантильные критерии. Сырьевые предприятия предлагают более высокий уровень заработной платы, что обусловило отток молодых квалифицированных инженерных кадров из таких высокотехнологичных отраслей, как авиастроение.
Для привлечения молодежи необходимо анализировать и нематериальные ценности, жизненные приоритеты и выстраивать соответствующую корпоративную культуру. Игнорирование их потребностей будет означать, что компания обрекает себя на хронический дефицит молодых специалистов.
На данном этапе молодые люди, как я уже отмечал, очень сильно вовлечены в виртуальное пространство и постоянно взаимодействуют через социальные сети, активно используют всевозможные мобильные устройства. Если соответствующих форм электронного взаимодействия в организации не окажется — молодежь сюда просто не придет. Несмотря на то что наше предприятие режимное и предполагает определенный уровень закрытости, у нас существуют внутренние чаты для общения сотрудников друг с другом в реальном времени, сайты для размещения информации, обеспечивающей непрофессиональные интересы работников.
В то же время эти технологии надо оценивать и как инструменты, повышающие эффективность обмена информацией между участниками рабочего процесса. У нас есть отдел, занимающийся так называемым обратным инжинирингом — созданием электронных моделей по чертежам. На момент формирования этого подразделения не нашлось отдельного помещения для организации офиса, и было решено, что люди будут оставаться на своих местах и взаимодействовать друг с другом с помощью средства коллективной работы (внутренний чат, аудио- и видеоконференции), а управление их работой осуществляется дистанционно через систему управления проектами и PDM-систему. Вот уже четыре года этот отдел весьма успешно работает в таком режиме.
Какие ещё технологические инструменты коллективной работы и в решении каких задач оказываются наиболее востребованными?
Как я уже отмечал, многие наши проекты ведутся вместе со смежными предприятиями, находящимися на большом расстоянии от Таганрога. И решить все рабочие вопросы, рассчитывая только на командировки, становится невозможным — необходимо поддерживать постоянный информационный обмен, желательно в реальном времени. При реализации проекта в Иркутске современные средства коммуникации еще не были так развиты, как сейчас, и большая часть вопросов между конструкторами и технологами решалась по телефону. Однако уже к концу проекта нами было реализовано решение для видеоконференций в режиме высокой четкости, что, в частности, позволило организовывать профессиональное обсуждение конструкторской документации, демонстрируя чертежи непосредственно через веб-камеру.
Видеоконференции используются и для взаимодействия руководства. Среди другого класса технологий, активно применяемых нами, хотелось бы выделить внутренние сети и сайты профессиональных объединений, как, например, сайт стандартов предприятия, сайт новых технологий и решений, просто справочники контактов, облегчающие поиск специалистов по тем или иным направлениям. Возвращаясь к теме молодых специалистов, можно сказать, что у нас во внутренней сети существует сайт молодежной организации, на котором сотрудники размещают интересующую их информацию, в том числе не связанную с основной производственной деятельностью.
Какую роль для вашего предприятия играет систематизация сбора данных из внешних источников — Интернета, отраслевых публикаций, выставок, семинаров, формальных или неформальных протоколов общения с коллегами и пр.? Насколько важно автоматизировать этот процесс?
Как я уже говорил, для успеха на рынке необходимо понимать, какие требования потенциальный заказчик предъявляет к нашей продукции. И для осознания этих требований нужно постоянно изучать возможные потребности перспективных клиентов. Такая информация извлекается из самых разных источников, ведь никто не будет публиковать в открытом доступе целиком технические задания и в явной форме перечислять все возможные характеристики требуемого изделия. Да такого списка и не существует, скорее перед нами стоит задача его формирования. Таким образом, необходимо выуживать крупинки информации, которые в совокупности конкретизируют представление заказчика о будущем продукте, за что он готов отдать свои деньги.
В результате мы выбираем целевую аудиторию и пытаемся понять, какие технические и другие характеристики самолетов они хотят получить. Поиск этих данных ведётся по открытым публикациям, по заявлениям в СМИ и на тематических конференциях, по результатам протокольных и неформальных мероприятий и т.д. В этом плане поиск различных сведений — неформализованная и в нашем случае практически не автоматизируемая задача, хотя в значительной мере он проводится на базе источников электронной информации. Вместе с тем использование собранных данных является уже во многом формализуемой задачей.
У нас на предприятии развивается система управления требованиями к продукту, которая тесно связана с системами управления данными об изделии и управления ресурсами. Она представляет собой своеобразную базу данных, которая позволяет собирать требования к разрабатываемой продукции в хорошо структурированном виде, выявлять связи или возможные противоречия между ними, отслеживать изменения и в конечном итоге этими требованиями управлять.
Среди таких требований — нормы российских и международных стандартов, авиационные правила, формализованные нами потребности заказчиков, первичная информация по которым была получена из открытых источников и классифицирована.
Что же касается программного продукта, используемого нами для этой цели, то это система Requirement Management компании Siemens, входящая в продукт Teamcenter Enterprise.
Применительно к машиностроению часто говорят о разных методологиях, например о «бережливом производстве», якобы способных существенно повысить эффективность производственных процессов. Насколько перспективны такие инициативы и нуждаются ли они в специализированной информационной поддержке?
Мы делаем большую ставку на методологию «бережливого производства». Между прочим, это не такое уж и новое веяние — в советское время подобные технологии назывались научной организацией труда и активно внедрялись на многих предприятиях, имели под собой развитую научную базу.
На данном этапе мы также работаем над внедрением этой методологии и в перспективе планируем получить значительный эффект — повысить производительность труда на 40% без значительных инвестиций в новое оборудование и технологии.
Стоит отметить, что по данным различных исследований в России производство организовано нерационально, и только 25% совершаемых операций создают полезную стоимость продукта. Разумеется, данный параметр варьируется в зависимости от предприятия и отрасли, однако в целом картина приводит в уныние. Так что перед российскими компаниями стоит задача эффективного выстраивания производственных процессов.
При этом скоординировать все процессы и повысить их эффективность, по моему мнению, какому-то отдельному руководителю или специалисту в области управления не по плечу, каким бы талантливым он ни был. Только сотрудники, выполняющие эти процессы из года в год, могут представлять, каким образом следует организовать работу максимально эффективно. Поэтому «бережливое производство» мы оцениваем в первую очередь как должную мотивацию нашего персонала к тому, чтобы они поделились своим видением «оптимального» процесса. Этого невозможно добиться какими-то административными или инструментальными методами — необходимо мотивировать самих исполнителей, вселить в них гордость за предприятие, отрасль и свою профессию. По сравнению с этим внедрение каких-либо информационных систем выглядит куда более простой задачей.