В логистике данные, получаемые в автоматизированном режиме в результате исполнения первичных операций, всегда имели большое значение как для самого бизнеса, так и для его многочисленных партнеров. Вместе с тем особенности нынешней ситуации заставляют относиться к внедрению технологий автоматизированного сбора очень взвешенно. Об этом мы беседуем с директором по нформационным технологиям TNT Express в России Андреем Постоваловым.
Intelligent Enterprise: Хотелось бы начать с особенностей логистического бизнеса, которые имеют прямое или косвенное отношение к перспективам детализации сбора данных и, как следствие, к повышению качества управления бизнесом как таковым…
Андрей Постовалов: Бизнес компании ТNT Express ориентирован на оказание комплексных логистических услуг. Иными словами, сочетая систему промежуточных складов, транспортную логистику, а также ряд смежных сервисов (например, таможенное оформление), мы предоставляем нашим заказчикам высококачественный сервис по перемещению товаров. Принято считать, что успех подобного бизнеса напрямую связан с детальной идентификацией движения материальных потоков и возможностью управления ими. С другой стороны, он связан с возможностью столь же детального отслеживания товаров во времени. Для этого, в свою очередь, необходимо внедрять вполне определенные технологии автоматизации как в складской, так и в транспортной логистике. Надежные инструменты автоматической генерации исходных данных в логистике (прежде всего в виде вполне развитых методов идентификации товаров и систем глобального позиционирования) сегодня можно считать доступными. Кроме того, на рынке существуют всевозможные средства оперативной обработки этих данных.
Вместе с тем движение в сторону более широкого их использования нельзя отрывать от проблем развития логистического бизнеса и от ряда трендов, характерных для современной экономической ситуации в мире.
Для компании TNT Express характерна ориентация на обслуживание крупных операций экспорта/импорта, для которых требуется обеспечить очень четкую работу и прозрачность (в том числе и для наших заказчиков) на ключевых пунктах обработки товарных потоков по всему миру. В данном случае меньший акцент делается на отслеживании местоположения грузовика, когда товар уже прошел все стадии доставки и таможенного оформления и практически прибыл к заказчику. Здесь следует отметить, что бизнес редко ориентируется на небезызвестные ключевые показатели результативности, которые если и существуют, то в формализованном виде.
Какие изменения бизнес-процессов вы имеете в виду и как их приоритет на практике соотносится с перспективами внедрения передовых технологий?
Мы наблюдаем более тесное сотрудничество логистических компаний (в том числе и глобальных) с крупными представителями электронной торговли. В данном случае может встать проблема доставки заказанного товара индивидуальным клиентам. Электронная коммерция будет только развиваться, названные тенденции в логистике тоже будут набирать обороты. Логистический бизнес начнет приобретать черты розничного. А вместе с тем придется оперативно обрабатывать товарные потоки на более детальном уровне, и для этого потребуются различные схемы автоматической идентификации и отслеживания.
Что сейчас является наиболее востребованным в информационной поддержке вашего бизнеса?
Для нас сейчас весьма актуальна автоматизация складской логистики. Системы класса WMS, одна их которых обслуживает и российский сегмент нашего бизнеса, безусловно, имеют ряд функций, понятных и интересных лишь для профессионалов отрасли. WMS напрямую поддерживает технологии идентификации, а наиболее популярной из них в ближайшее время останется штрихкод, пускай и несколько усовершенствованный по сравнению с ныне применяемым «одномерным». Большое распространение получают также системы RFID.
Обязательно в современной складской системе должен быть отдельный интерфейс, через который в систему заходят внешние пользователи. Как я уже сказал, основные контрольные точки для нашего бизнеса сосредоточены на промежуточных складах, где обрабатываются товарные потоки. И если GPS-отслеживание для нас не является сейчас первостепенным, то контроль товародвижения в этих ключевых точках со стороны заказчика становится очень актуальным. Вместе с этим растут и требования к WMS-системе. В нашем понимании она должна иметь набор базового функционала и одновременно служить платформой для наращивания дополнительных функций ИТ-поддержки. Это же касается и развития ИТ-сервисов, которые мы предоставляем нашим клиентам. С одной стороны, наша внутренняя деятельность их не интересует, но с другой стороны, им могут понадобиться такие функции, как, например, топология склада.
Если говорить о перспективах максимального использования первичных данных в логистике, то нужно понимать, что речь идет о быстрой реакции на бизнес-события и об обеспечении оперативности исполнения бизнес-процессов. А здесь всегда стоит помнить о других сдерживающих факторах. Например, об излишне бюрократизированных процедурах документарного оформления сделок, которые к тому же чрезвычайно сложно перевести в электронную форму. По этим параметрам мы, к сожалению, драматически выделяемся на фоне большинства европейских государств. В последнее время в области законодательной поддержки электронных документов все-таки наметились некоторые сдвиги, и мы как международная компания это очень хорошо видим.
Возвращаясь к ИТ-поддержке, стоит отметить, что в логистическом бизнесе необходимо обращать внимание на весь спектр технологий, относящихся к электронному и смешанному бумажно-электронному документообороту. Их внедрение может в обозримом будущем стать мощным рычагом повышения оперативности (да и качества) исполнения процессов. Этим же целям служат разработки в области информационного обмена с нашими партнерами по бизнесу, осуществляемого, как правило, на основе XML-спецификаций. И данный акцент, кстати, тоже свидетельствует о том, что в нашем бизнесе необходимы системы, служащие платформами для дальнейшей разработки информационных решений.
Сейчас к категории первичных данных относятся и те, которые могут быть получены из внешних интернет-источников — коммерческих или даже бесплатных. Для транспортной логистики ими могут быть данные о прогнозе погоды или о пробках на дорогах. Как вы относитесь к их использованию?
Эти сервисы при правильном подходе на выходе дают совокупность хорошо структурированных численных данных. Речь идет об определенных таблицах. Их использование имеет смысл только тогда, когда они обработаны соответствующим образом. Например, когда они автоматически загружены в специальную систему, которая сразу пересчитывает маршрут для каждого транспортного средства, находящегося в пути.