Дистанционное обучение пока далеко не в полной мере используется в современном российском обществе. О том, какие препятствия стоят на пути внедрения этой концепции, на конференции «Управление инвестициями и инновациями в информационных технологиях», проведенной Школой IT-менеджмента РАНХиГС, мы побеседовали с Дмитрием Северовым.

Intelligent Enterprise: Почему массовое дистанционное обучение пока не находит широкого применения?

Дмитрий Северов: Проблему дистанционному образованию создает принципиальная интерактивность традиционных форм обучения, существующая в самых разных вариантах. А хорошая интерактивность — дорогое удовольствие. Существующие сегодня технологии позволяют провести дистанционное совещание, на котором вы будете видеть лица всех участников такой удаленной встречи, наблюдать их мимику, жесты, непроизвольные движения. Возможно, вы не ощутите аромата духов, но ключевые моменты в поведении коллег обязательно уловите. Однако для преподавателя недостаточно даже такого уровня технологий.

Как лектор, я высказываю свои пожелания к системе: мне нужна видеостена, на которой были бы видны лица всех сидящих в аудитории. Если это небольшой семинар, то лица пяти человек, если это лекция — 100—200 слушателей. И в идеале я должен различать каждое из этих 200 лиц. Наблюдая за мимикой и жестами учащихся, лектор оперативно изменяет темп речи, громкость, интонации и даже используемую терминологию. Получать эту обратную связь необходимо, без взаимодействия с аудиториями лекция станет просто бесполезной.

Сейчас средства сбора этой информации существуют, но они слишком дороги. Когда камеры и комплексы соответствующего размера и разрешения станут доступны по цене, а каналы связи смогут предоставить скорость, тогда и будет бум дистанционного обучения.

Как вы полагаете, на каком этапе технологического развития можно будет говорить о расцвете дистанционного обучения? При наличии какой технологической базы технология дистанционного обучения будет востребована на рынке?

Давайте взглянем на ценовые стандарты. Так, к примеру, обычный персональный компьютер редко стоит больше 1000 долларов. Если он дороже, то это либо средство самоутверждения, либо полноценная рабочая станция, но это уже не ПК. То же самое можно сказать и о телевизоре — стандартный телевизор стоит некоторую конкретную сумму.

Я полагаю, что о массовом распространении технологий дистанционного обучения можно будет говорить тогда, когда размер типичного телевизора достигнет размера стены квартиры или, по крайней мере, размера большого окна, а разрешение вырастет в несколько раз. И при этом он будет пусть и не самым дешевым, но все же стандартным устройством. Аналогичную эволюцию должны будут пройти видеокамеры и средства доступа в Интернет.

Преподаватель иногда ориентируется и по невербальным сообщениям: мимика, жесты и какие-то биохимические реакции организма играют большую роль во взаимодействии между людьми. Но в удаленном режиме этого нельзя почувствовать. Не теряется ли что-то важное в процессе дистанционного обучения?

Действительно, по оценкам специалистов, почти 80% получаемой при общении информации передается невербально. Но всю эту информацию можно «считать» при соответствующей разрешающей способности и качественном канале связи.

В то же время есть некоторые специфические поведенческие реакции, которые также необходимо считывать, но это уже не случай образования. Такие факторы имеют значение на важных совещаниях и переговорах. Так, например, если у одного из участников переговоров вспотели руки, то это тоже информация. Но, еще раз подчеркну, в образовании контакты такого уровня почти не требуются.

На данном этапе основная задача — довести технологию передачи и комплексирования аудио- и видеоинформации до определенного уровня с учетом определенных ценовых рамок. Так мы получим ту технологическую основу, на которой естественным образом выстроится контент дистанционного образования.

Будет ли подготовка к дистанционной лекции отличаться от подготовки к обычному занятию?

У каждой формы занятия есть своя специфика. Опыт показывает, что работа с фломастером и доской идет в разы медленнее, чем работа со слайдами компьютерной презентации. При этом восприятие материала не ухудшается, а презентация оказывается даже нагляднее. При работе с презентацией хорошая лазерная указка позволяет обратить внимание аудитории именно на тот элемент слайда, о котором говорится. Видимо, при дистанционном обучении преподавателям также поможет виртуальная указка, позволяющая акцентировать внимание слушателей.

Что касается средств, подготовки материалов дистанционного обучения, то здесь, похоже, есть значительный задел. Например, многое может быть сделано с помощью режима известного функционала white board, уже реализованного во многих продуктах дистанционного взаимодействия.

В профессиональных системах дистанционного обучения сегодня пытаются применять принципы ситуационного моделирования ситуаций. Насколько эффективными могут быть эти технологии?

Я уверен, что за счет выразительных средств можно очень значительно повысить производительность обучения. В идеале преподаватель мог бы оперировать объектами в видимом виртуальном пространстве. Однако в мире очень мало технических средств создания подобной презентации.

Впрочем, постепенно технологии виртуальной реальности выходят на рынок, и когда-нибудь преподаватели смогут «покрутить» своими руками виртуальную трехмерную модель молекулы, находясь рядом с ней в виртуальном пространстве.

Современные технологии — Skype, вебинары — это компромисс или шаг на пути к дистанционному обучению?

Конкретно Skype привнесла в дистанционное общение очень многое, что можно без натяжки назвать прорывом в коммуникационных технологиях. Это средство очень хорошо адаптируется к каналу связи и использует все доступные возможности. Кроме того, интерфейс Skype весьма удобен и эргономичен — им может пользоваться и ребенок, и пенсионер. Думаю, что это не предел, и качество связи и удобство ее использования будет только расти.

При этом дистанционное обучение не нужно ограничивать только устным общением преподавателя с учащимся. Активное распространение получают интерактивные системы «контрольный вопрос» и многие другие программы, позволяющие донести информацию или проверить качество знаний. Для объективной оценки результатов работу уже сейчас может проверять не только преподаватель, а «экзаменующий робот».

Какие технологические вызовы появятся с широким распространением дистанционного обучения?

Разумеется, дистанционное обучение, как новый формат, какие-то угрозы сделает неактуальными, а какие-то — наоборот. Так, к примеру, ярко одетый студент противоположного пола на экране будет восприниматься уже совсем иначе, и реакция преподавателя, скорее всего, будет более нейтральной.

Но возникнут новые вызовы. Все мы смотрели фильм «Аватар», в котором на экране не показывается ни одного реального лица актера — все «нарисовано». И тут надо задать себе вопрос — когда появится ноутбук, позволяющий «рисовать» реалистичные образы в режиме реального времени? Пока на компьютерную графику в кино уходит масса ресурсов. Одна минута экранного времени стоит многих часов дорогостоящей работы крупного вычислительного комплекса. Однако недалек тот день, когда в распоряжении обычного пользователя будет ноутбук, передающий в канал связи изображение и голос «аватара», который с минимальной задержкой и в том же темпе воспроизводит мимику, жесты, слова хозяина, говорящего перед камерой и микрофоном. И как бороться с этой угрозой — уже новый вопрос.

Конечно, профессионалы в области защиты информации уже рассматривают варианты решения сходных задач. Но не стоит полагать, что только одним новым вызовом все и ограничится. Новые технологии — это в том числе и новые сложности.