Здравоохранение до сих пор остается областью, где ИТ применяются слабо. В коммерческих медицинских компаниях ситуация иная, чем в государственных организациях, интересный опыт автоматизации уже появляется. Об одном из проектов в компании «Медицина» и о своих взглядах на применение ИТ рассказывает Вадим Вишняков, финансовый директор ОАО «Медицина».
Учреждение это необычное. В 2010 г. ОАО «Медицина» стало лауреатом премии Правительства РФ в области качества. В 2011 г. оно первым и пока единственным в России получило международную аккредитацию JCI (Joint Commission International). Всего в мире клиник с такой аккредитацией около 400. Система менеджмента качества сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008. Компании более 20 лет, это многопрофильный медицинский центр с собственным зданием.
Intelligent Enterprise: Каковы основные направления развития ИТ в вашей компании?
Вадим Вишняков: Направлений несколько. Я назову два наиболее существенных для бизнеса. Одно — инфраструктурное развитие. Мы заканчиваем строительство второго корпуса клиники с самым современным (каких единицы в мире) онкологическим центром. Корпус будет оснащен, без преувеличения, новейшим оборудованием. Здесь мы плотно работаем с IBM. Они реализуют для нас концепцию smart-клиники: «умные» операционные, палаты, различные инженерные системы. Например, по нажатию одной клавиши приходят в рабочее состояние все системы и оснащение операционной, настроенные под конкретного хирурга.
Это довольно значительные инвестиции. Мы хотим, чтобы наша компания в данном плане была самой передовой, и уверены, что все инвестиции окупятся. В России таких клиник пока нет, а в мире — очень немного. Таким образом, наши врачи получат уникальные возможности в лечении и диагностике.
Второе направление — совершенствование управления. Бизнес-стратегия в области финансового учета, управления финансами — достижение максимальной прозрачности и обоснованности принятия решений. Большим шагом в этом направлении стал проект внедрения системы для решения задач бюджетного планирования, оперативного контроля движения денежных средств и управленческой отчетности, который для нас выполнила компания «ФОРС».
Почему вы решили заняться именно этим?
У нас, как и во многих компаниях, существует несколько источников данных и различных приложений: «1С: Управление торговлей», «1С: ЗУП», «Инфин» (бухгалтерская программа), «Инфоклиника» (медицинская «производственная» система). Бюджетирование было реализовано в «1С: Управление торговлей», анализ рентабельности — отдельным блоком, в самописной программе. Все данные загружались из разных источников, требовалась масса ручных проверок и корректировок. Но компания растет, привлекает внешнее финансирование, мы много общаемся с потенциальными инвесторами. Проблемы с несовпадением данных в разных системах стали давать о себе знать. Например, отсутствие информации по несовпадению выручки в различных системах. То, что в одной системе выручка одна, а в другой другая, — ничего страшного (она формируется исходя из различных принципов и задач). Важно понимать, как они связаны, а вот этого понять никто не мог.
Еще одна специфика проекта — необходимость минимальных корректировок в бухгалтерской системе. Необходимо было только взять данные из бухгалтерской системы в том виде, как они занесены (практически без аналитик, необходимых для управленческого учета), а затем придумать и реализовать «обогащение» аналитиками из других систем. Достаточно большой объем аналитик сейчас вводится непосредственно сотрудниками финансово-экономической службы.
Кроме того, бюджетировали мы только движение денежных средств. Ставилась задача создать на базе хранилища полноценную систему финансового планирования: казначейство, блок планирования — cash flow (движения денежных средств), которое также претерпело достаточно много усовершенствований, P&L (отчета о доходах и расходах) и баланса (что было необходимо для контроля за исполнением ковенантов в кредитных соглашениях), блок управленческой отчетности.
Как вы искали решение и исполнителей? Как шел проект?
Конечно, можно все «снести» и поставить западную ERP-систему. Но я об успешных примерах такого рода решений не слышал. Например, чего стоит только один блок расчета заработной платы! Кроме заметной отраслевой специфики ее расчета, еще существует довольно «разветвленная» система мотивации. Мы потратили массу сил, чтобы автоматизировать процесс, практически заново переписали «1С:ЗУП». Как только я представил, что все это надо «сносить» и заново строить, я сказал себе — нет. И в любом случае, если все «снести» и заново построить — вряд ли бы это заработало.
Оптимальным вариантом оказалось хранилище данных. Сделать это можно с помощью трех основных брендов: Oracle, SAP, IBM. Мы обратились ко всем трем с просьбой указать «лучшего внедренца» по таким проектам.
Нам также было очень важно, чтобы подрядчик владел не только технической, но и финансовой экспертизой. Дело в том, что разработка полноценной финансовой модели — очень трудоемкий процесс, а у нас ресурсов на полноценную разработку модели планирования просто не было. Решение, предложенное компанией «ФОРС», ставшей подрядчиком в этом проекте, выглядело самым приемлемым как по архитектуре, так и по экспертизе финансового планирования. Что касается финансовой экспертизы, у компании есть и свои «гуру», прекрасные специалисты, и очень профессиональные аутсорсеры. В качестве платформы выбраны технологии и бизнес-приложения Oracle, в том числе Oracle Database, Oracle Business Intelligence Suite и Oracle Hyperion Planning.
В самом начале проекта была создана команда из представителей «Медицины» и «ФОРС». Со стороны «Медицины» я был функциональным руководителем, с нашей стороны был и руководитель от ИТ-службы. Сотрудники финансово-экономической службы, каждый по своему направлению, работали, наполняя систему планирования, казначейства и управленческой отчетности. За два месяца мы подготовили методологическую часть и приступили к разработке.
Мы проанализировали планы счетов, используемые на тот момент в бюджетировании и анализе рентабельности, привели их «к общему знаменателю» и на этой основе двигались дальше. Получили полноценные cash-flow, P&L и баланс.
Проект шел полгода. Мы запустились летом и сконцентрировались на казначействе и минимальном наборе основных управленческих отчетов.
В настоящий момент казначейство реализовано в полном объеме и, мы надеемся, в ближайшее время выйдет на полностью стабильное функционирование. Мы провели уже два цикла анализа рентабельности в новой системе, в процессе которых протестировали и полностью отладили расчет и анализ рентабельности. На втором цикле расчета рентабельности выявилась одна проблема, которую мы сейчас решаем в рабочем порядке. Изменились данные в «Инфине», и расчет «поплыл». Пришлось делать довольно много ручных корректировок. Сейчас мы разрабатываем регламент по взаимодействию с системами-источниками. Что касается планирования, оно на этот год уже частично выполнялось в Hyperion, но функционально этот блок еще дополняется. Пока спланировали cash flow и P&L, баланс — еще не тестировали. Это задачи текущего года, следующий цикл планирования будем уже полностью делать в новой системе.
Как вы планируете развиваться дальше?
Стратегически мы будем двигаться в совершенствование финансового планирования. Теперь, когда у нас есть нормальный инструмент, можно будет наращивать функционал. Второе стратегическое направление, только начатое, — управленческая отчетность. Есть небольшое число отчетов, сейчас они строятся в BI. Мы планируем всю управленческую отчетность перевести в BI. В эту сторону мы будем двигаться. Именно BI поможет принимать взвешенные, оптимальные решения. Предполагается, что аналитика станет инструментом не только финансистов, но и всех управленцев высшего и среднего звена, главных врачей отделений в первую очередь. Мы понимаем, что развитие аналитических методов — это процесс. Придется учить людей не только осваивать новые технические навыки, но и принимать решения на основе получаемых аналитических данных.
Нам нужно еще многое сделать по «очистке» данных. «ФОРС» сделал хорошие отчеты, которые помогают выявлять несоответствие данных в различных источниках. По этим отчетам видно, какие одинаковые данные «лежат» в разных источниках и насколько эти данные расходятся. А вот дальнейшие «раскопки» — уже наше дело, мы ими занимаемся и надеемся в текущем году привести все в идеальное состояние. Однако данный процесс нельзя выполнить только один раз и забыть о нем. Ошибки в источниках данных возникают постоянно, так же как и в справочниках. Нужно будет постоянно следить за этим и контролировать ситуацию. Все это сделает наши данные более достоверными для всех пользователей информации.
С ERP мы решили не связываться, и пока я не вижу задач, которые мы не могли бы решить с помощью построенного инструмента. Хорошее хранилище с чистыми данными и «много BI вокруг» — нам этого совершенно достаточно для управления. Тем более что я знаю очень немного положительных примеров внедрения ERP-систем.
Кто будет поддерживать ваши новые ИТ-системы?
Пока — сами с помощью специалистов «ФОРС». У нас большая история аутсорсинга в широком понимании. Лет семь назад мы все делали сами. Первое, от чего мы отказались, — это клининг, и ни секунды об этом не жалеем. Подбор уборщиков — страшная потеря времени, а текучка там огромная. Затем мы передали на аутсорсинг кафе, ресторан и организацию питания в стационаре. Это опять же множество людей, медкнижки, страшная текучесть. Передача в аутсорсинг данных направлений оказалась не просто удобней, но и дешевле. Направление по организации питания у нас всегда было убыточным, а теперь это плюс, так как мы им платим за обслуживание, а они нам — арендную плату. Мы же сами годами пытались вывести данное направление на самоокупаемость. По медицинскому оборудованию объем аутсорсинга постоянно растет, поскольку растет парк оборудования. Этим занимается много подрядчиков. У нас есть свой отдел поддержки, но там лишь несколько человек, способных выполнить некоторые простые ремонты, если нужно. Всеми взаимоотношениями с подрядчиками руководит начальник этого отдела. Года три назад мы передали в аутсорсинг обслуживание здания. Надо концентрироваться на том, что умеешь делать хорошо.
А ИТ? Мы, возможно, будем идти в этом направлении, но не быстро. В России пока и полноценного аутсорсинга бухгалтерской функции нет, а ведь в мире это очень распространенное направление. И с нормальным ИТ-аутсорсингом я пока в России, к сожалению, не сталкивался, хотя это вполне разумная модель взаимодействия. Когда этот сегмент дорастет до степени зрелости других, мы тоже с удовольствием будем им пользоваться. Клининг, кейтеринг, инжиниринг — все эти сферы услуг выросли у нас на глазах, и мы постепенно стали использовать аутсорсеров в данных областях. Ведь провайдеров всех этих услуг — множество, анализируй и выбирай. Но не могу сказать, что есть много компаний с комплексным предложением по ИТ. Кто-то что-то делает, по кусочкам, но чтобы кто-то пришел и предложил закрыть все наши вопросы в ИТ — я такого не знаю. Но, я думаю, придет очередь и ИТ. Появятся компании, предоставляющие весь комплекс услуг, сформируется рынок.