Не так давно корпорация Symantec провела исследование, посвященное практике резервного копирования в крупных (от 500 сотрудников) компаниях. Основным результатом стало то, что за последений год-два резервное копирование стало еще более масштабной и сложной задачей. Соглашения об уровне сервиса SLA становятся все более жесткими, а количество данных неуклонно растет по мере того как новые виртуальные платформы приводят к повышению плотности размещения инфраструктур.
Исследование показало, что процессы резервирования и восстановления отнимают слишком много времени. Данная проблема ведет к тому, что 72% опрошенных сменили бы поставщика решения, если бы он смог обеспечить двукратное увеличение скорости резервного копирования. Также 28% организаций используют слишком много инструментов, которыми нужно управлять. В среднем в компаниях в общей сложности применяется по
При этом 45% опрошенных компаний уже применяют облачные сервисы для резервного копирования и репликации данных, а 51% планирует их использование на ближайший год. Однако в России этот показатель существенно меньше.
Эти результаты мы попросили прокомментировать Николая Починка, руководителя отдела технических решений Symantec в России и СНГ.
Intelligent Enterprise. С чем связано отставание России в том, что касается использования облачных решений для резервного копирования и репликации данных?
Николай Починок. Я могу назвать несколько причин. Это, прежде всего, отсталость в развитии каналов связи. Даже в относительно небольшом отдалении от мегаполисов ситуация кардинально ухудшается. Вторая проблема связана с неготовностью отдать на сторону любую информацию, даже если это касается резервных копий. И смежная с данной проблема слабое законодательное обеспечение. В итоге сервис-провайдерам приходится тратить дополнительные усилия на подготовку договорной базы, оговаривая те или иные аспекты, связанные с хранением данных.
А как быть с такими проблемами, как обеспечение безопасности и соответствие требованиям законодательства (например, по защите персональных данных)?
Да, требования Закона «О персональных данных» являются тем фактором, на который, безусловно, приходится обращать внимание. Но тут, с нашей точки зрения, нет неразрешимых проблем. Это просто набор правил, которые нужно соблюдать при обработке и хранении информации, которая подпадает по требования данного закона. Это достигается внедрением определенных организационных мероприятий и подготовки договорной базы с партнерами. При этом нет никакой принципиальной разницы с совершением покупки в салоне мобильной связи или оформлением любой скидочной карты.
К тому же закон постоянно изменяется. И в течение вполне обозримого промежутка времени мы ожидаем, что появятся уточнения, которые касаются регламентации процессов размещения данных у провайдера услуг, российского или зарубежного. Это должно случиться не позже, чем через 1,5 года.
У некоторых средств, например, антивирусного ПО, применение традиционных инструментов в виртуальных и облачных средах невозможно. В случае ПО для резервного копирования дело обстоит также или нет? С этим ли связано то, что, согласно результатам вашего исследования, компании используют несколько программных средств для резервного копирования?
Компании исторически часто используют несколько средств резервного копирования. Нередко, несмотря на несущественные отличия в технологических подходах к резервному копированию в Windows и Unix-инфраструктурах, заказчики используют разное ПО. При появлении виртуализированной инфраструктуры появляются новые наборы требований и новые интерфейсы, а, в ряде случаев, и новый набор рекомендаций и пропаганды среди отдельных вендоров для продвижения продуктов, которые справляются с этой нишевой задачей. В итоге, зачастую, для решения этой задачи появляется еще один продукт. С этим и связан сложившийся ландшафт.
Что касается облаков, то провайдер услуги заинтересован в том, чтобы реализовать economy of scale, с тем, чтобы максимально повысить эффективность своих средств. Этого можно добиться, скорее всего, за счет применения минимального количества наиболее эффективных продуктов. Тем самым, «зоопарк» будет сокращаться за счет унификации. Возможно, что этот процесс изначально будет приводить к некоторому ограничению интересов заказчиков. Я думаю, что инфраструктура будет строиться исходя из некоторого набора базовых услуг, которые могут быть предоставлены из каталога. Если компания может в них уложиться, то она становится клиентом для провайдера услуги, а если нет, то инфраструктуру придется доработать с тем, чтобы уложиться в данные требования.
А как быть с проблемой лицензирования? Придется ли приобретать средства резервного копирования на каждый виртуальный сервер?
Очень частый вопрос. Либо вендор предлагает специальную модель лицензирования, ориентированную на виртуальные среды, как, например, это делает Symantec в ПО NetBackup, предлагая лицензирование по количеству физических серверов, либо же предлагается лицензировать каждый виртуальный сервер. Во втором случае, как правило, вендоры придерживаются принципа, заключающегося в том, что если необходимо обеспечить защиту данных или непрерывность функционирования какого-то высококритичного приложения, то нет никакой разницы в том, где оно работает, на физической системе или на виртуальной.
Есть ли в ваших продуктах для резервного копирования какие либо средства, позволяющие компенсировать недостаточную пропускную способность каналов связи?
Лучший способ — строить новые каналы. Но мы со своей стороны также прилагаем некие усилия. Так, в наших продуктах NetBackup и BackupExec предусмотрены средства, направленные на минимизацию сетевого трафика резервного копирования с клиента на сервер.
Что может дать использование облачных решений с экономической точки зрения?
Посмотрим на это в двух плоскостях. Если мы говорим о частном облаке, то многие компании уже пришли к этой модели de facto, часто даже не догадываясь о том, что же именно оно строили. Речь идет о компаниях с высокоцентрализованной ИТ инфраструктурой. И если говорить о задачах резервного копирования, оно осуществляется из корпоративного центра, например, из Москвы. При этом нет необходимости искать квалифицированный персонал для каждого филиала, что в России, как мы все знаем, является тяжелой проблемой. При такой схеме достигается явный экономический эффект, пусть и опосредованно, за счет снижения рисков.
Что касается публичных облаков, то тут рынок только начинает формироваться. Однако на него выходят серьезные игроки, в частности, крупные интеграторы и хостинг-провайдеры. Как я уже говорил, они стремятся к максимальной унификации всей инфраструктуры, связанной с резервным копированием. А это позволяет снизить стоимость услуги и сделать ее доступной для большего количества заказчиков.