Медицина – одна из тех отраслей, где первоочередную важность приобретает обеспечение непрерывности процессов, и в частности их поддержка со стороны ИТ. В этом нет ничего удивительного, ведь речь идет о жизни и смерти, причем в самом буквальном смысле этого слова. Такая система выстраивалась и в клинике «Медицина». Об этом мы беседовали с ее ИТ-директором Федором Кидаловым.
Intelligent Enterprise: Расскажите, какие системы используются в вашей клинике. Как они строились?
Федор Кидалов: В ОАО «Медицина» много внимания уделяется внедрению современных информационных технологий, повышающих качество оказания медицинской помощи. Уже более 12 лет в клинике применяется электронная история болезни (ЭИБ). В ОАО «Медицина» внедрены решения цифровых архивов, которые позволяют хранить результаты медицинских исследований, получаемых с различного медицинского оборудования (компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, рентгеновские установки, аппаратура ультразвуковых исследований, эндоскопическое оборудование). В числе первых клиника освоила интернет-пространство и предложила удобный способ записи на прием к врачам в режиме онлайн, а также доступа пациентов к истории болезни с помощью сайта www.medicina.ru. Клиника работает с 1990 г., все это время использует новые передовые технологии. Их внедрение – не самоцель. Во главу угла ставится предоставление и врачу, и пациенту полного объема медицинской информации обо всех процессах, связанных с обследованием и лечением.
По мере роста компании и развития информационных технологий мы подошли к тому рубежу, когда приходится модернизировать базовую инфраструктуру. В 2010–2011 гг. мы сделали очень много. В первую очередь требовалось обеспечить гарантированную доставку контента до каждой рабочей станции клиники. Это касается как медицинской информации, получаемой со специализированных приборов, так и данных из различных информационных систем. Кроме того, строительство нового корпуса клиники налагает серьезные требования, касающиеся интеграции с существующей инфраструктурой. Был реализован комплексный проект с компанией Hewlett-Packard по замене всего сетевого оборудования. Мы развернули сетевую инфраструктуру в составе двух независимых ядер агрегации сети, к которым подключены оптические линки на 10 Гбит/с. Горизонтальный сегмент сети формируют этажные маршрутизаторы. Мы не стали менять кабели 5-й категории, чтобы избежать значительных затрат: в целом ряде случаев для такой замены потребовалось бы разбирать стены. После проведенного тестирования изношенные кабели заменяются в плановом режиме. Всего же на 18 тыс. кв. м площади у нас оказалось более 50 км кабелей. Также в рамках модернизации сети был сформирован беспроводной сегмент сети стандарта Wi-Fi, которая покрывает территорию всей клиники. С помощью данной технологии мы предоставляем сотрудникам и пациентам доступ для выхода в Интернет. Высоконагруженные рабочие станции подключены к сети на скорости в 1 Гбит, все остальные – на скорости в 100 Мбит.
В рамках подготовки к открытию нового корпуса, для развития технологических возможностей и предоставления нового качества сервисных услуг клиника «Медицина» совместно с компанией IBM реализует проект smart-клиники. В основе решения лежит центр обработки данных (ЦОД), при проектировании которого были учтены требования к надежности, безопасности и отказоустойчивости. Современная сеть передачи данных рассчитана на большой объем передаваемой информации и удовлетворяет требованиям безопасности, диктуемым законодательством. Центр ответственности, как и центр управления сетями, будет размещен в ситуационном центре клиники, работы над которым сейчас активно ведутся. Smart-клиника, кроме smart-палат и smart-операционных, предполагает централизованное управление инженерной и ИТ-инфраструктурой здания. Это пилотный проект, аналогов которому в России пока нет.
Основная информационная система клиники – «Инфоклиника». Помимо функций медицинской системы, программа выполняет функции CRM. У данной системы наивысшие требования по отказоустойчивости, для обеспечения ее работоспособности используется несколько серверов, и в случае выхода из строя одного из них происходит переключение на другой. Для обслуживания этой системы используется СХД высшего класса IBM XIV. Одна уже развернута, а еще одна будет смонтирована в ЦОД, который расположится в новом здании. На него мы возлагаем большие надежды, поскольку это решение позволит уменьшить время простоя нашего оборудования и снизит различные риски. Монтажные работы уже ведутся.
Как в любых других компаниях, независимо от сферы деятельности, у нас есть и прочие системы. Например, система электронного документооборота, которая покрывает весь управленческий контур компании, в том числе процессы взаимоотношения с нашими контрагентами. Есть системы автоматизации бизнес-процессов: учетные, кадровые (сделаны на платформе «1С»), подбора персонала, интранет-портал на базе Microsoft SharePoint Server. В этом году закончен комплексный проект по построению BI в составе подсистемы отчетности и бизнес-аналитики, модуль казначейства, который отслеживает все договоры и действия по ним, а также средства для построения отчетов. Эти сервисы развернуты на базе Oracle BI EE, DataBase, DataIntegrator и Hyperion. Процесс внедрения их занял восемь месяцев и завершился совсем недавно. Имеются также средства, обеспечивающие доступ клиентов к основной медицинской информационной системе (МИС) с использованием Web-сервисов. Чтобы обеспечить соответствие требованиям Закона «О персональных данных», мы не вынесли эту подсистему на внешние ресурсы. С ее помощью каждый наш пациент может получить любую информацию о своем лечении. Это встречало определенное непонимание среди персонала, но высшее руководство клиники всегда выступало за вовлеченность пациента в процесс лечения. Служба ИТ стала одним из инструментов для осуществления этой вовлеченности.
Однако основным средством коммуникации с пациентом до сих пор остается телефон. Мы модернизировали соответствующую систему, заменив аналоговую УАТС Panasonic современной коммуникационной системой Avaya 8800. Это позволило нам развернуть беспроводную связь DECT, запустить интегрированный центр обработки вызовов и использовать ряд автоматических сервисов, таких как обратный отзвон, голосовая почта.
Каково максимальное время простоя систем? Каким образом оно было получено? Сколько времени ушло на его согласование?
Все медицинские информационные системы (МИС) делятся на четыре вида: клинические (обеспечение всего, что связано с приемом в поликлинике), госпитальные (рассчитанные на длительное пребывание в стационаре и получение большого количества услуг), лабораторные (направленные на обеспечение работы с приборами и обработку результатов анализов), радиологические (обеспечение радиологических обследований: КТ, МРТ, УЗИ, рентгена и прочих, использующих протокол DICOM и систему обработки изображений и видео PACS – эти форматы и протоколы позволяют структурировать информацию). Все эти участки у нас закрываются одним программным продуктом отечественной разработки «Инфоклиника», который заменил ПО собственной разработки. «Инфоклинику» мы используем с 2009 г.
Время первичного приема пациента нормировано. Все результаты приема заносятся в информационную систему. Время простоя не должно превышать половины норматива. Таким образом, время простоя не должно превышать 6 минут в рабочее время (а оно длится с 8 до 21 часа), а в стационаре пациенты находятся круглосуточно. Превышение этого времени ведет к прямым убыткам. При ожидании более 20 минут стоимость приема будет возвращена клиенту. Так что в промежутке от 8 до 21 часов простой практически недопустим. Речь идет о внеплановых простоях, а не об остановках, необходимых для обслуживания систем. Мы используем, как уже было сказано, многократное резервирование. Также есть решение в виде мощного ноутбука, где развернута среда, позволяющая обеспечить работу клиники даже в условиях полного отсутствия электроэнергии.
У нас запущена служба HelpDesk, прописаны SLA. Что касается техподдержки, оказалось сложно договориться с бизнесом. Это всегда вопрос компромисса. Например, бизнес-пользователи хотят, чтобы картридж менялся за одну минуту. Но это реально обеспечить, лишь если он находится в том же помещении, что и принтер. Тогда любой пользователь сможет выполнить эту процедуру самостоятельно. Однако для бизнеса такой порядок действий обычно неприемлем. Приходилось замерять на секундомере время, необходимое для доставки картриджа со склада в то или иное подразделение. И это все равно не учитывает возможной занятости сотрудника. Некоторые особенности дополнительно связаны с тем, что часть подразделений клиники работает круглосуточно. В итоге согласование этих параметров обычно занимает около двух месяцев.
В чем особенность вашей системы резервного копирования? Или об этом пока рано говорить, учитывая, что проект закончен совсем недавно?
Мы подошли к данному вопросу комплексно. Были приобретены не только СХД XIV, но и ПО Tivoly Storage Manager и ленточная библиотека IBM IBM System Storage TS3310, состоящая из пяти накопителей стандарта LTO5 и 120 кассет в роботе.
Кроме того, данные многих приложений находятся как минимум в двух местах. Мы также стараемся проводить все процедуры, связанные с резервным копированием и репликацией данных, в нерабочее время. В противном случае могут возникать проблемы с производительностью, учитывая большую нагрузку на приложения. Особенно пришлось повозиться с повышением производительности МИС «Инфоклиника», которая использует сервер СУБД Firebird. С приложениями от «1С» и Oracle было существенно легче.
Мы стремились использовать стандартные, а значит, проверенные на практике решения. Другое дело, что клиника у нас инновационная, и мы часто идем впереди рынка. Например, внедрение и поддержка международных стандартов управления качеством. Есть общий ISO 9000, есть международные медицинские стандарты JCI, некоторые из требований которых не имеют механизмов реализации в ИТ-системах. Их приходится или создавать самим (но от этого мы отказались), или заказывать кому-то еще. В последнем случае возникает риск потерять наши ноу-хау.
Были какие-то сложности, связанные с выстраиванием системы обеспечения непрерывности?
Сложность была одна, но очень большая: когда приходится иметь дело с живым механизмом, любое изменение должно быть безболезненным для пользователей. В момент перехода приходится сосредоточивать большое количество ресурсов, без этого не удастся ничего выполнить. Своими силами обеспечить это, как правило, нереально, и мы стараемся прибегать к помощи компаний-подрядчиков. Только так можно, например, переключить сеть со старого оборудования на новое за одну ночь. А это большой объем работ по перенастройке на новые IP-адреса и смене структуры VLAN. Подобным образом происходит смена каждой из систем, связанных с обеспечением работы пользователей.
Насколько велика роль организационных мер (политик, регламентов)? Насколько трудно было донести соблюдение этих требований до бизнес-пользователей? Как решалась проблема обучения персонала?
Да, роль организационных мер велика, разработка регламентирующих процедур – неотъемлемая часть работы службы ИТ. Особенно если речь идет о чрезвычайных ситуациях: пожарах, наводнениях, других стихийных бедствиях или ситуациях, ведущих к авариям сетей. У нас есть инструкции о том, как вести себя в таких ситуациях. Без организационных мер технические средства здесь просто бессильны.
При приеме нового сотрудника первая неделя выделена на обучение. Оно включает первичное знакомство с МИС «Инфоклиника», затем новые сотрудники передаются непосредственно наставникам для отработки навыков практической работы. После прохождения курса проводится тестирование. Недавно мы заключили договор с компанией Websoft на адаптацию их системы WebTutor для автоматизации обучения. К моменту выхода данного номера из печати мы должны завершить этот процесс.
Мы обучаем ИТ-специалистов тем системам, которые внедряются, в учебных центрах крупных компаний. Как правило, в тех, чьи специалисты участвовали во внедрении. Например, обучение администрированию продуктов Oracle наши сотрудники проходили в компании «ФОРС – Центр разработки».
Приходится слышать много жалоб на то, что очень сложно оценить экономику проектов по внедрению систем, связанных с обеспечением непрерывности бизнеса и информационной безопасностью. Так ли это?
Экономический эффект от внедрения систем непрерывности вполне можно оценить. Мы проигрывали ситуацию по простому сценарию: «а что будет, если?..». Например, что будет в случае простоя основной МИС в течение часа? Мы знаем количество пациентов, которые должны быть обслужены в течение этого времени, и можем посчитать упущенную выгоду. И размер такого ущерба с лихвой покрывает затраты на внедрение любой системы, направленной на обеспечение непрерывности.
Что касается информационной безопасности, то тут велики регуляторные и репутационные риски. По действующему законодательству, мы работаем с персональными данными категории К1. Хотя все же идем на некие компромиссы. Например, мы не стали создавать две не связанные между собой сети – это будет неудобно для пользователей. Но у нас используется весь ряд процедур, направленных на защиту персональных данных пациентов. Сейчас ведутся работы по приведению наших систем в соответствие с законом № 152-ФЗ, и к концу декабря мы надеемся их полностью завершить.
Затем планируется внедрение норм стандарта ISO 27001:2005. Это станет следующим шагом по обеспечению информационной безопасности и даст пациентам больше гарантий, что их данные будут в сохранности и не попадут в чужие руки.
Этот проект был для нас знаковым
Сергей Ольчев,
менеджер по развитию бизнеса, Департамент сетевых решений НР в РоссииПроект модернизации сетевой инфраструктуры ОАО «Медицина» стал знаковым для сетевого подразделения компании НР. При подготовке проекта, в условиях конкуренции с решениями других производителей сетевой инфраструктуры, удалось вполне продемонстрировать новые подходы компании НР к построению корпоративных сетей: простота построения и обслуживания, надежность оборудования, технологии, основанные на открытых стандартах, и хорошее соотношение «цена–функциональность». Все это оказалось решающим для частной клиники при выборе производителя.
Проект состоит из двух фаз: модернизация сетевой инфраструктуры существующего корпуса ОАО «Медицина» и оборудование сети нового корпуса.
Двухуровневый дизайн позволил упростить архитектуру сети за счет объединения уровней ядра и агрегации сети на шассийных коммутаторах НР 7506, а также увеличить их производительность, объединив в стек на основе технологии виртуального стекирования НР IRF. Уровень доступа реализован на основе конвергентных технологий НР, позволяющих собрать проводные и беспроводные решения под единой системой управления IMC.
Такая простота архитектуры решения позволила максимально упростить процесс миграции на новое оборудование работающей инфраструктуры клиники, без перерывов в обслуживании пациентов.
Структура решения и оборудования для нового корпуса практически такие же, как в решении для существующего корпуса клиники.
Мы очень рады осуществить такой проект для ОАО «Медицина» в сотрудничестве с российским интегратором ЗАО «Белтел». Результаты внедрения послужат пациентам клиники, в числе которых есть и сотрудники «НР Россия».