Ни для кого не секрет, что здравоохранение в России автоматизировано существенно меньше, чем необходимо для полноценного медицинского обслуживания. Чтобы исправить такое положение дел, предпринимаются некоторые шаги, в том числе финансируются ИТ-проекты. Но до реальных сдвигов еще далеко — потребуется немало ресурсов и времени. Необходимо будет серьезно осмыслить архитектурные и технологические проблемы такой автоматизации. О них беседуют начальник отдела информационно-аналитического обеспечения министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Альберт Буханик и директор по продажам компании Intersystems Виктор Абрамов.
Intelligent Enterprise: Какова основная роль автоматизации в здравоохранении?
Альберт Буханик: Когда автоматизируются лечебные учреждения и все здравоохранение в целом, в центре внимания, конечно, должны быть врач и пациент. Главное условие перехода работы медиков на качественно новый уровень — доступность и достоверность всей информации, необходимой для лечения. Информационное пространство, которое мы начинаем создавать, должно стать инструментом врача. Оно поможет сокращать затраты на поиск и получение информации. Первое действие врача при обращении к нему больного — опрос пациента, выяснение общего состояния, жалобы, данные об оказании врачебной помощи ранее. Ответы ограничены тем, насколько пациент информирован, насколько у него хватает квалификации и знаний. Достоверность такой информации очень низка, поэтому врачи вынуждены принимать решения на основании отрывочных и неполных данных. Чтобы перепроверить полученные при опросе сведения, зачастую требуется полный спектр диагностических обследований.
Можно ли оптимизировать этот процесс? Да, конечно; для этого и привлекаются информационные технологии. Создается медицинская информационная система, в которой хранятся все ранее сделанные записи и все документы медицинского характера, касающиеся пациента, фиксируются все вмешательства и схемы лечения. Сокращаются расходы медучреждений на диагностику, и сами больные экономят массу времени и сил. Создав единую платформу, сформировав базу знаний, мы принципиально изменим ситуацию: информация будет идти за пациентом, а не пациент — собирать ее.
Доступность услуг, в том числе медицинских, нужно оценивать по трем компонентам: финансы, время, затраты труда. В идеале все они должны стремиться к нулю.
Виктор Абрамов: Такая система повлияет на деятельность органов здравоохранения в целом. Если мы строим систему на базе отдельного ЛПУ, то она позволяет врачам только этой организации получать сведения о пациенте, причем лишь о том, как его обследовали и лечили именно в данном учреждении. Но человек за свою жизнь бывает пациентом разных лечебных учреждений, поэтому так важны централизованные системы. Наша компания уже выполнила около десятка проектов, в результате которых построены различные региональные и общенациональные системы для здравоохранения.
Учетно-информационная система может строиться по трем разным принципам. Первый возможный принцип — собрать все данные в одно место, в единое хранилище. Врачи получают доступ к этой единой базе через собственные ИТ‑системы. Из всех медицинских учреждений информация поступает в это же единое хранилище.
Другой способ — хранить в центральном хранилище не сами данные, а только ссылки на те информационные системы, где данные реально находятся. Информация о лечении заносится в ИТ‑систему того ЛПУ, где лечится пациент, а в центральной базе появляется ссылка на эту информацию. Собственно, информация остается распределенной и принадлежит каждому конкретному лечебному учреждению. В зависимости от того, какую политику принимает регион или государство, возможны и другие пути. Существуют промежуточные варианты и архитектуры, включающие в разных соотношениях методы первого и второго подходов. Но в любом случае присутствует центральный репозитарий.
Альберт Буханик: В мире накопился разнообразный опыт создания информационных систем для здравоохранения. Он показывает, что в чистом виде ни одна из схем не реализуется. Нам довелось общаться с немецкими коллегами в прошлом году. У них в центральной базе данных хранятся сведения, необходимые для обязательного медицинского страхования. Кроме того, есть отдельные архивы медицинских документов, причем это не цифровые записи, а только изображения, отсканированные копии. В полном объеме целостный подход не реализован. Хотя именно он, с нашей точки зрения, позволяет рассматривать историю болезни пациента как центральный документ, необходимые составляющие которого — результаты анализов, осмотров, протоколы освидетельствований и проч.
Альберт Буханик: В России государство уже определило магистральное направление развития. Приказом № 364 от 28 апреля 2011 г. утверждена концепция Минздравсоцразвития РФ. Кроме того, Президиум Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации решением от 14 апреля 2011 г. одобрил рекомендации, в которых сказано четко: единым хранилищем всей медицинской информации в полном объеме должен выступать либо федеральный ресурс, либо региональный ресурс, обязательно интегрируемый с федеральным.
Таким образом, общая архитектура выработана. На федеральном уровне появятся единые для всех реестры услуг. На региональном — центральные хранилища, которые будут собирать из медицинских учреждений в электронном виде документы, содержащие первичные медицинские данные. Именно эти документы особенно важны для оказания услуг. Причем в рекомендациях четко сказано, что федеральные средства, переданные субъектам через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, могут тратиться только на региональные информационные ресурсы для построения на их платформе информационных систем либо на внедрение ИТ‑систем на федеральном информационном ресурсе. Если же мы переносим хранение на уровень ЛПУ, потребуется финансирование от субъектов Федерации, а в их бюджетах, как правило, не хватает денег. Для этого и создается программа модернизации: поскольку на основе местного финансирования строить глобальные информационные системы невозможно, нужен системный и централизованный подход.
Уже создана инфраструктура для таких систем в нашем регионе. В принципе медицинский информационно-аналитический центр на уровне региона вполне может выступать региональным информационным ресурсом на базе облачных технологий, но к этому многие регионы не готовы. Прежде всего, не готовы операторы связи: даже «Ростелеком» не может предоставить высокоскоростные каналы для сельской местности.
Теоретически чем выше степень централизации информации, тем больше должны использоваться агрегированные ресурсы. Как вы намерены решать проблемы, возникающие при построении таких глобальных хранилищ, в том числе проблемы перехода к единой нормативно‑справочной информации?
Виктор Абрамов: При построении любых ИС возникают вопросы централизации информации и ее распределения. С моей точки зрения, нет смысла хранить на высоких уровнях абсолютно все. Нужен избирательный подход. Должны быть определены типы данных, подлежащие хранению на определенном уровне. Так, на уровне региона необходимы сведения о заболеваемости тем или иным заболеванием, чтобы проверять отпуск финансовых средств страховым компаниям. Для этого не нужен сверхмощный ЦОД. На федеральном уровне информация будет агрегирована еще сильнее, на уровне районов и отдельных ЛПУ — наоборот, детализирована вплоть до «первички».
Альберт Буханик: С точки зрения медицинского страхования достаточно даты случая, диагноза, перечня услуг, оказанных в ходе лечения, и стоимости каждой из этих услуг. По ним вычисляется себестоимость случая. Для врача этих сведений совершенно не достаточно, для пациента — также. Чем детальнее информация, тем она дороже стоит. Поэтому идут жаркие дебаты о том, какого рода должна быть информация, насколько детальная, какие именно данные на каком уровне стоит хранить. Важно, что вероятность движения пациента внутри региона более 90%, а между регионами — значительно ниже. Должны быть расставлены приоритеты решения задач. Первый приоритет — в рамках региона информация должна быть более детальной, а на федеральном уровне нужны деперсонифицированные сведения для анализа, в том объеме, который требуется ФОМС.
Виктор Абрамов: Если на региональном уровне будет храниться и предоставляться информация практического характера, то на федеральном — преимущественно управленческого, ведь здесь нужно видеть общую картину. Это поможет вырабатывать адекватные реальной ситуации решения по управлению здравоохранением как таковым. Сейчас же вся медицинская статистика построена не для врачей и пациентов, а для прокурора и управленцев.
Какую роль вы отводите экспертным, аналитическим системам?
Виктор Абрамов: Экспертные системы эффективны прежде всего на нижнем уровне, в ЛПУ. Врачи остро нуждаются в системах такого рода. Например, на Западе широко используются системы диагностики, системы оценки воздействия тех или иных медикаментов. Но на верхнем уровне еще не разработаны соответствующие методы инженерии знаний для систем поддержки принятия управленческих решений высокого уровня, хотя сами аналитические системы есть.
Альберт Буханик: Есть алгоритмы анализа статистических отчетов. Но чтобы принять обоснованное решение, надо знать, насколько глубока и объективна информация, из которой сложилась каждая конкретная цифра.
Например, есть специализированные виды медицинской помощи и высокотехнологичные виды помощи. Они не входят в систему ОМС. Все это нужно учитывать при обработке статистики.
Сейчас мы создаем фундамент для того, чтобы до 80% лечебных учреждений представляли все свои данные в электронном виде. Вся информация собиралась бы в единый ресурс, чтобы в дальнейшем использовать ее в аналитических системах для управления. Получив эту базовую инфраструктуру, мы сможем постепенно расширять спектр услуг.
Виктор Абрамов: Это типичное интеграционное решение с точки зрения технологий. Мы не уничтожаем то, что есть. Мы знаем, что где‑то существует информация (причем она может быть и в бумажном виде), и должны обращаться из интеграционного ядра к тем системам, которые нам ее могут дать. Кроме того, приходится обращаться и к людям, владеющим информацией в нецифровой форме, у которых могут быть АРМы для ввода данных, отвечающих на соответствующий запрос.
По горизонтали также нужно организовать сбор информации, причем на каждом уровне информация собирается своя. Доступ же обеспечивается каждому пользователю в нужном ему объеме и в требуемой форме. При этом предполагается использовать аналитику и на уровне семантического анализа текстов.
Технологии, которые мы предлагаем здравоохранению, позволяют интегрировать медицинские информационные системы, хранить и представлять данные по запросу и в соответствии с правами доступа, обмениваться информацией, предоставлять ее пользователям в требуемых форматах, а также анализировать ее, вплоть до анализа текстов. Все это позволяет существенно повысить качество, доступность и непрерывность медицинских услуг, сделать их безопасными для пациентов.