«Умный город» — пожалуй, яркий пример собирательного образа. Ведь у этого понятия нет четкого определения, но зато есть масса характеристик и различных примеров реализации, где тоже часто делаются далеко не одинаковые акценты. О видении самого вопроса со стороны крупной ИТ-компании мы беседуем с заместителем генерального директора «SAP СНГ» Ишханом Казиняном.
Intelligent Enterprise: Хотелось бы, чтобы вы обозначили основные задачи строительства «умного города», которые в наибольшей степени связаны со стратегией в области информационных решений.
Ишхан Казинян: Умный город — это прежде всего место, где удобно и комфортно жить. Соответственно в нем должен быть чистый воздух, удобная инфраструктура, безопасность, здравоохранение, хороший транспорт, отлаженное жилищно-коммунальное хозяйство и т. д. А там, где важен комфорт, нет ничего второстепенного. Кроме того, все эти качества «умного города» неразрывно связаны между собой. Например, транспортная доступность напрямую влияет на безопасность, здравоохранение и экологию.
Поэтому нельзя выделить какую‑то одну или две системы, которые более востребованы в экосистеме «умного города». Только комплексный подход позволяет решить проблемы построения системы управления городом с максимальной эффективностью.
Следующий тезис состоит в том, что у любого города свой индивидуальный путь, и набор решений (не обязательно информационных) на каждой стадии этого пути для каждого города тоже будет индивидуальный.
Далее следует отметить, что, имплементируя концепцию Smart City, города стремятся развиваться качественно, улучшать условия жизни жителей, а не состязаться с другими городами в прямой конкурентной борьбе. И этот посыл отражается на конкретных действиях городских властей. В частности, им обычно значительно легче, чем коммерческим компаниям, консолидировать усилия, следуя политике централизации решений. И наконец, отметим, что «умный город» требует постоянной и при этом массовой обратной связи со своими жителями и бизнесом. Только так может идти в нужном направлении то самое качественное развитие.
Какие решения может предложить «умному городу» ИТ-компания?
Как уже было сказано, речь может идти только о комплексном подходе, позволяющем решить проблемы построения системы управления городом с максимальной эффективностью.
Решения нашей компании исторически были ориентированы именно на такой централизованный подход, а это весьма важно для «умного города». Мы готовы закрыть функционалом своих решений если не все, то большую часть процессов городского управления, адаптируя решения под нужды конкретного города. Внедрение отдельных модулей также может принести существенный эффект, если проекты реализуются в соответствии с долгосрочной программой. Например, внедрение системы управления недвижимым имуществом позволит городу создать полноценный реестр собственности, значительно повысить доходы бюджета от сдачи в аренду, оптимизировать арендные ставки, навести порядок в договорном учете. Система позволит создать полный реестр всей городской недвижимости, как принадлежащей городу, так и находящейся в коммерческой собственности.
Есть и примеры внедрения таких систем в России — это Управление делами Президента РФ и Агентство по управлению имуществом Пермского края. Очень часто проекты SAP в городах и городских округах связаны с централизацией и объединением территорий. Например, город Оттава (Канада) перевел свой набор различных систем в одну инсталляцию SAP ERP. Используя богатую функциональность решения SAP для государственного сектора, нам удалось помочь властям Оттавы свести бизнес-процессы к единой, консолидированной технологической платформе, поддерживать полный цикл управления недвижимым имуществом, а также экспертно управлять процессами в таких областях, как дорожное движение, парковки, общественный транспорт, ремонт дорог, канализация и очистка воды.
В Бирмингеме (Великобритания) создан центр обслуживания граждан, где в колл-центре и центре личного обслуживания граждан работает 5000 операторов. Все обращения граждан в органы государственной власти региона маршрутизируются через этот канал. Все информационные системы региона с помощью модели облачных вычислений и средств виртуализации сосредоточены на одной информационной платформе в рамках одного центра обработки данных. Мы считаем, что SAP не остается в стороне и от внедрения революционных ИТ-решений, которые по названным выше причинам тоже оказываются важны для города. Например, наша технология HANA за счет производительного хранилища данных с использованием технологии In memory позволила одному из городов Японии эффективно управлять транспортными потоками. Ранее такой результат был бы невозможен из‑за отсутствия инструментов с достаточной скоростью обработки данных.
Компания SAP известна на рынке прежде всего как поставщик ИТ-решений для управления. Однако способны ли компании подобного профиля активно предлагать решения задач мониторинга и организации обратной связи, о которых также было сказано выше?
В данном контексте можно отметить новый продукт SAP BusinessObjects EventInsight — это прекрасное средство для поддержки ситуационных центров и мониторинга процессов. EventInsigt позволяет в режиме онлайн снимать информацию с неограниченного количества датчиков различных типов, обрабатывать ее по заранее заданным алгоритмам и визуализировать состояние объектов мониторинга. Здесь мы уже говорим не столько о классических управленческих задачах, решаемых городскими чиновниками, сколько о мониторинге городской инфраструктуры. В России система на платформе BusinessObjects в основном находит применение как классический аналитический инструмент для госуправления и прекрасное средство визуализации данных. Он используется в Управлении делами Президента РФ, в работе Центральной избирательной комиссии, в Росимуществе.
Что касается задач формирования обратной связи, очень интересный проект стартовал в Аналитическом центре при Правительстве РФ — сейчас очень актуальны задачи мониторинга общественного мнения через сеть Интернет. Инструменты SAP для текстового анализа позволяют эффективно обрабатывать неструктурированную информацию, строить тренды и проводить исследования.
Для взаимодействия граждан и власти, получения государственных услуг, социальной помощи наша компания предлагает, в частности, CRM‑систему. Здесь один из самых интересных примеров — компания KMD в Дании. Социальная помощь в Дании выведена на аутсорсинг в коммерческую организацию, которая провела масштабное внедрение SAP CRM на всю страну.
Следующим шагом к информационному обществу, несомненно, будет разработка инструментов для участия жителей в планировании развития города. Здесь окажутся востребованными интерактивные информационные панели, с помощью которых гражданин может поучаствовать (например, в форме голосования) в планировании бюджета города, в распределении расходных статей. Такие инструменты тоже предлагаются нашей компанией.