Сергей Борисович Буцких, технический директор компании ОАО «ВПО “Зарубежатомэнергострой”», рассказывает о создании информационно-аналитической системы, позволяющей контролировать качество технической приемки продукции на заводах‑изготовителях, поставляемой для российских и иностранных заказчиков.

Intelligent Enterprise: Внедрению информационно-аналитической системы в ОАО «ВПО “Зарубежатомэнергострой”» был посвящен отдельный проект. Какой подход к автоматизации применялся в проекте, и как вы оцениваете степень успеха в данном случае?

Сергей Буцких: Прежде всего стоит рассказать о содержании проекта. Мы автоматизировали процессы контроля качества оборудования, изделий, комплектующих, материалов и полуфабрикатов — всего, что выпускается по спецификациям заказчиков на заводах-изготовителях, где действуют наши представительства. Наша организация предъявляет самые жесткие требования к качеству, и выполнение этих требований должно контролироваться со всей мыслимой тщательностью. Автоматизация позволяет уменьшить влияние человеческого фактора, а значит, сократить количество ошибок, неизбежно возникающих при ручной обработке информации.

Наш партнер компания R-Style в соответствии с техническим заданием организовала для нас единое информационное пространство для ввода, обработки, хранения и анализа структурированных данных. Это обеспечило доступность информации в любое время для любого пользователя и возможность взаимодействия между географически удаленными друг от друга структурными подразделениями и организациями. Благодаря централизованному хранилищу устранено дублирование информации. Нам удалось автоматизировать ряд рутинных операций по работе с документацией, сократить время поиска документов и, как я только что сказал, практически полностью исключить любые ошибки, связанные с человеческим фактором.

Что касается подхода к автоматизации, замечу, что основные бизнес-процессы компаний крайне редко допускают автоматизацию «из коробки», то есть с помощью стандартных средств, имеющихся на рынке. И поскольку в данном случае речь шла именно об одном из основных процессов деятель­ности нашей организации, мы обратились к заказной разработке. Система, созданная специалистами R-Style, построена на серверной платформе HP с ОС RedHat Linux Enterprise Server 5.3. Разработка велась с применением технологии J2EE и языка программирования Java. Используются также сервер приложений JBoss Application Server 5.1.0, сервер СУБД Oracle Standard Edition 11g R2 11.2.0.1.0, аналитическая система Oracle Business Intelligence Standard Edition One 10.1.3.4.1 и система хранения документов Alfresco Community Edition 3.3.

Почему было выбрана именно такая конфигурация прикладных и инфраструктурных систем? Какие принципиальные преимущества дают корпоративной автоматизации системы с открытым кодом? Насколько важна связка систем двух классов — BI и Content Management (в данном случае — Oracle BI и Alfresco)?

Перед разработчиками стояла задача — добрать конфигурацию таким образом, чтобы она могла полностью обеспечить заданный функционал в соответствии с нашими специальными требованиями и при этом имела оптимальную стоимость, учитывая расходы как на приобретение готовых программных и аппаратных средств, так и на выполнение заказной разработки. Системы Open Source при заказной разработке, на наш взгляд, предпочтительны, так как они предоставляют разработчику максимальную свободу. В то же время их применение позволяет уменьшить расходы на лицензирование. Связка BI и Content Manage­ment при проектировании системы рассматривалась нами как тот механизм, который позволит руководителям компании работать с оперативной аналитической информацией, используя ее в процессе принятия управленческих решений. Информация в хранилище обновляется два раза в сутки.

Можно назвать реализованное решение более или менее универсальным, или оно сильно зависит от бизнес-процессов предприятия, от его задач, структуры и объема информационных ре­сурсов?

Решение, которое разработали для нас наши партнеры, безусловно, обладает выраженной отраслевой спецификой. В нем учтены и особенности конкретных отраслевых процессов ОАО «ВПО “Зарубежатомэнерго­строй”», и наши специфические пожелания. Тем не менее я считаю, что оно универсально для данной предметной области.

Поясню это. На этапе проектирования мы определили, что структура системы будет модульной: данный подход позволяет при возникновении дополнительных требований наращивать систему, подключая к неизменной базе, разработанной в самом начале, новые информационные модули. Первыми были реализованы модули, относящиеся к бизнес-процессам оценки соответствия и приемки продукции на предприятиях-изготовителях, следующая группа модулей — входной контроль изготовленной продукции на площадках заказчиков. Таким образом, функционал решения не ограничен теми модулями, которые уже есть и работают, оно открыто для расширения и в этом смысле универсально.

Насколько спе­цифичной долж­на быть квалификация ком­пании, внедряющей подобную систему, насколько глубоко ее специалисты должны изучить процессы компании-клиента?

При выборе компании-подрядчика мы руководствовались двумя главными критериями. Во-первых, ее специалисты должны были понимать специфику нашей организации, в данном случае — разбираться в жестких требованиях, которые мы предъявляем к изготовителям оборудования, и в существующих у нас процессах взаимодействия с ними. Во-вторых, мы ставили такое условие, как наличие опыта работы с технологией J2EE и языками Java/JavaScript. Это необходимо для создания баз данных, доступных через Web-интерфейс. Компания R-Style подошла нам по обоим критериям: много работая с государственными заказчиками и компаниями нашей отрасли, она обладает богатым опытом внедрения информационных систем различных уровней и классификаций — хранилищ данных, CRM, ERP и др.

Каковы результаты проекта, довольны ли вы ими?

С помощью R-Style мы внедряем автоматизированную систему управления, которая позволит повысить эффективность основной производственной деятельности. Система позволит отслеживать ситуацию на заводах-производителях, где наши представительства ведут приемку, накапливать информацию по ошибкам, допущенным при изготовлении и выявленным при контроле, чтобы в дальнейшем анализировать их и принимать меры против их повторения. Упорядочены технологии работы с документами, создан единый принцип работы с ними, сокращены сроки их создания, согласования, рассмотрения, улучшен контроль исполнения поручений, повышена оперативность взаимодействия между главным офисом и представительствами на предприятиях-изготовителях.

Специалисты R-Style во многом реализовали функ­ции, предусмотренные техническим заданием. И все же я, как руководитель проекта, пока не могу назвать его завершенным и формально подвести некую черту. Для нас очевидна необходимость даль­нейшего развития и расширения функционала системы.

В каком направлении требу­ется расширение?

Некоторые идеи, существовавшие на уровне замысла, не доведены до технической реализации, и это не позволяет полноценно использовать уже готовую часть — хранилище данных и аналитический блок. Но мы не можем получить ее представление в нужном нам виде. Тот проект, о котором мы говорим, сейчас формально завершен, а мы по условиям лицензии не имеем доступа к механизмам конфигурирования отчетности. Соответственно у нас есть два варианта дальнейшего развития: либо продолжить работы по усовершенствованию системы с R-Style, либо приобрести необходимые лицензии и самостоятельно разработать необходимые нам отчеты.

Второе направление, в котором, на наш взгляд, должна расширяться построенная информационно-аналитическая система, — это ее интеграция с другими имеющимися у нас автоматизированными системами (финансовыми, маркировки готовой продукции и т. д.).