В последнее время среди активных потребителей систем виртуализации рабочих мест — всевозможные учебные центры. Учить в той или иной мере приходится всем технологиям, на которые существует спрос, пусть даже весьма узкий. И поэтому именно при обучении накапливается очень разнообразный опыт практического использования этих технологий применительно к огромному числу программно-аппаратных платформ. Об этом мы и беседовали с Олегом Новиковым, руководителем отдела поддержки учебного процесса Учебного центра компании Softline.
Intelligent Enterprise: Когда, по вашему мнению, системы виртуализации рабочих мест стало можно использовать для решения продуктивных задач? Как долго вы используете системы виртуализации рабочих мест?
Олег Новиков: Потребность иметь на одной физической системе несколько разделенных рабочих мест, часто использующих разные программные, а то и аппаратные платформы, возникла давно. В результате работающие решения в области виртуализации, которые можно применять массово, появились, когда вычислительные системы приобрели достаточные или даже избыточные ресурсы.
Мы используем технологии виртуализации уже довольно давно. Тут накладывается специфика учебного центра. Многие наши курсы авторизованные, и целый ряд вендоров, в частности, Microsoft, использует решения виртуализации практически с момента приобретения в 2003 г. компании Connectix, выпускавшей Virtual PC. И виртуальные машины применяются на 90% всех курсов. Многие вендоры работают примерно таким же образом. Так что и их курсы также готовятся с использованием виртуальных машин.
Со временем сфера использования технологий виртуализации расширялась. В первое время виртуализация была довольно «тяжелым» и, следовательно, дорогостоящим решением. Но и на топовом оборудовании производительность существенно снижалась, что сужало область применения таких решений. Постепенно планка опускалась за счет совершенствования как аппаратных, так и программных средств. В итоге подавляющее большинство курсов у нас проводится с использованием виртуальных машин.
Что стало последней каплей, заставившей использовать такие решения?
Процесс перехода к использованию виртуализации был эволюционным и протекал довольно гладко. Это шло постепенно, по мере развития технологий. Сейчас, когда становятся популярными технологии облачных вычислений, движение в сторону их внедрения идет по такому же сценарию.
Какой положительный эффект был достигнут за счет использования технологий виртуализации?
Я уже говорил выше, что для нас, как для учебного центра, важна стабильность хостовых систем. Но при этом нам приходится иметь дело с тестовыми средами. Они нужны для того, чтобы демонстрировать слушателям работу с теми или иными программными продуктами. И их довольно много, они разные. В результате без переустановки или, по крайней мере, основательного переконфигурирования систем не обойтись. Да и уровень подготовки слушателей также различается. Так что от некоторых из них можно ожидать изменений, которые могут сказаться на стабильности работы. При этом парк ПК у нас достаточно большой. Только в нашем центральном офисе девять классов, плюс региональные представительства.
Основной положительный эффект достигается за счет того, что хост‑система никоим образом не бывает затронута, а все манипуляции проводятся в виртуальной среде. Для разных курсов у нас имеются свои шаблоны, есть централизованное хранилище, так что развертывание системы происходит очень быстро. Ведь восстановление виртуальной машины сводится, по большому счету, к замене одного файла, что не требует значительных трудозатрат. С использованием современных аппаратных средств и программных гипервизоров никакие дополнительные настройки не нужны, и образ виртуальной машины будет работать без каких‑либо дополнительных манипуляций. Кроме того, возможно снятие «слепков» системы и откат их на момент до того, как были внесены те или иные изменения в ходе лабораторной работы. Это дает хороший эффект при демонстрации. Кроме того, использование технологий виртуализации позволяет применять для проведения обучения любой компьютер. Учитывая, что наши курсы охватывают не только продукты Microsoft, но и, например, Red Hat, это дает заметную экономию времени для организации рабочих мест при проведении таких занятий.
У нас есть курсы, связанные с подготовкой специалистов в области информационной безопасности, где часто демонстрируется работа вредоносного ПО или имитируются всевозможные атаки. А это с большой долей вероятности вызывает тяжелые нарушения работы системы. При этом слушатели должны видеть, к чему могут привести такие действия. Также важно изолировать среду, где функционируют такие средства. Иначе под угрозой окажется информационная инфраструктура всей нашей компании. Использование виртуальных машин позволяет решить и данную задачу.
Везде ли была внедрена виртуализация, или остались участки, где эти решения было нельзя использовать? Как менялась эта ситуация со временем? Требовалась ли модернизация оборудования раньше? Как с этим обстоит дело сейчас?
Есть участки, где нельзя применять системы виртуализации. Это происходит, в частности, там, где приходится работать с тем или иным специфическим оборудованием, использующим жестко привязанное к нему ПО. У нас это курсы компании Cisco.
До недавнего времени нельзя было применять виртуальные среды для обучения системам САПР, ГИС и трехмерного моделирования. Это было обусловлено тем, что отсутствовала поддержка аппаратного ускорения трехмерной графики в гостевых средах. Но начиная с 2009 г. ситуация постепенно менялась, Parallels и VMware добавили поддержку этих средств в свои продукты для виртуализации рабочих мест. И уже в текущем году Microsoft добавит поддержку ускорения 3D в Hyper-V (функция Remote FX). Кстати, пререлизные версии есть уже сейчас, и они вполне работоспособны. Так что продукты 3DS Max можно сейчас вполне полноценно использовать в виртуальной среде. Хотя для работы «тяжелых» САПР, например AutoCAD, производительности может не хватать.
Со временем ситуация менялась, и это зависело от уровня развития гипервизоров. Вначале основными препятствиями были сильное снижение производительности и ограниченная поддержка гостевых операционных систем. По мере устранения этих недостатков появлялась возможность переносить в виртуальную среду все новые и новые задачи.
Когда мы только начинали, модернизация оборудования требовалась однозначно. Без этого не могло быть и речи о нормальной работе в виртуальной среде. Да и сейчас без модернизации сложно обойтись. По крайней мере, придется увеличить объем оперативной памяти.
Менялись ли в течение этого времени платформы виртуализации? Или, может быть, обновлялись выбранные изначально? И если да, то почему?
Мы стараемся не привязывать себя к какому‑то конкретному продукту, стремимся использовать весь спектр гипервизоров, которые только существуют. Очень часто они выбираются под конкретную задачу. Таких систем довольно много, и у каждой есть свои достоинства и недостатки. Мы будем выбирать то решение, которое предоставляет необходимые для каждого конкретного стенда функции. Это стандартный подход для бизнеса. Главное, чтобы это работало и выполняло свои задачи. А откуда решение — вопрос второстепенный.
К тому же бывает и так, что развитие продукта останавливается или сворачивает в неверном направлении. Наш стандарт для хостовых систем — продукты Microsoft, так что гипервизоры, предназначенные для других сред, например KVM, которые работают только в среде Linux, мы применять не можем.
Мы используем всю линейку продуктов Microsoft, начиная от Virtual PC и заканчивая Hyper-V. Довольно активно применяем также решения VMware. Это бесплатный продукт VMware Player, VMware Workstation для рабочих станций, VMware ESX/ ESXI и vSphere с лучшей, на мой взгляд, системой управления для серверов.
Что было самым сложным при переходе к виртуализации?
Тут все было как при любом нововведении, а они всегда порождают всяческого рода проблемы. И внедрение виртуализации не стало исключением. Потребовался переход на новые стандарты. Пришлось провести переподготовку преподавателей, которые читают курсы с использованием таких технологий. Ведь организация рабочего места для занятий с использованием виртуальных сред требует меньшего уровня трудозатрат, чем при использовании физических систем, но при этом требует некоего набора базовых знаний. С течением времени появлялись новые сложности, связанные с использованием разных гипервизоров. Кому‑то из инструкторов больше нравятся продукты Microsoft, кому‑то — VMware, и переход с одного на другой может вызывать известные неудобства.
Везде ли применимы технологии виртуализации в настоящее время?
Для большинства задач технологии виртуализации применимы хорошо. Хотя исключения все же остались. Есть учебные курсы, которые требуют поддержки некоторых специфических аппаратных решений. Виртуализировать, например, оборудование Cisco или CheckPoint вряд ли возможно в полнофункциональном объеме. То же самое относится ко многим системам на RISC- и EPIC-платформах. Средства их виртуализации в принципе существуют, но представляют лишь теоретический интерес вследствие слабой функциональности и удручающе низкой производительности.
Планируется ли миграция на другие технологии: тонкие клиенты, «облачные» решения? А если нет, то какие недостатки этих технологий не позволяют мигрировать на них?
В этих решениях есть много полезного. Опять же, буду исходить из специфики учебного центра. Для нас инфраструктура на тонких клиентах будет существенно менее гибкой. С использованием средств виртуализации, как рабочих станций, так и серверов, у нас большое пространство для маневра. Хотя эти технологии очень перспективны, особенно связанные с использованием «облачных» решений. У нас есть проекты в этой сфере, и они пользуются спросом, имея ряд вполне очевидные преимуществ по сравнению с традиционными рабочими местами.
Как вы планируете развивать то, что уже сделано?
На этот год у нас запланированы два проекта. И оба они касаются перехода к модели «облачных» вычислений с использованием технологий виртуализации и терминального доступа. Они интересны также тем, что позволяют обучать не только очно, но и заочно. Вот, кстати, одно из важных преимуществ этой технологии. С ее помощью доступ к лабораторным работам получают территориально распределенные слушатели.