В апреле текущего года был сдан в эксплуатацию ситуационный центр губернатора Сахалинской области, разработанный и реализованный российским системным интегратором компанией Polymedia. Для автоматизации и оптимизации процессов подготовки и управления информационными потоками, создания сценариев работы СЦ, оперативного управления сценариями и режимами отображения информации, а также демонстрации различных аналитических и медиаданных в форме, удобной для восприятия, специалисты компании внедрили в работу центра программный комплекс «ВИРД». О том, что представляет собой ситуационный центр сейчас, и о дальнейших планах его совершенствования мы беседовали с начальником Аналитического управления администрации Сахалинской области Владимиром Бидой.

Intelligent Enterprise: Как проходила подготовка СЦ к работе с информационными потоками и аналитической системой? Существуют ли какие‑то внутренние регламенты информационного взаимодействия СЦ и внешних и внутренних «поставщиков» информации?

Владимир Бида: Вообще, построение СЦ — работа, претерпевающая прохождение нескольких этапов: это и проектирование инженерно-технического обеспечения, и создание системы информационной безопасности, и выбор информационно-аналитического обеспечения, адаптация его под конкретные задачи центра, и разработка методик применения информационно-аналитических технологий поддержки решений, а также методик проведения типовых совещаний в СЦ. В этом консалтинговую поддержку нам оказывала Polymedia. На первом этапе создания центра специалисты компании совместно с нашим аналитическим центром провели аналитическое исследование, в ходе которого было определено место СЦ в структуре ОГВ Сахалинской области, разработана организационная структура СЦ, обеспечена интеграция СЦ с федеральными органами государственной власти, определены цели и задачи СЦ, состав и структура источников информации и алгоритмы работы в плановом и чрезвычайном режимах. Таким образом, была подготовлена база для создания аналитиче­ской системы центра.

Насколько можно считать эргономику решения ситуационного центра проблемой, требующей продуманного методического подхода? Целесообразно ли в данном случае привлекать профессиональных консультантов по эргономике? Кто внутри организации оказывает влияние на выработку решения в области программного интерфейса ситуационного центра?

Безусловно, эргономика ситуационного центра требует привлечения консультантов. Программный интерфейс должен быть удобен для пользователей. И с их стороны должна быть обратная связь. Наше аналитическое управление уже внесло множество предложений по модернизации установленных программ. В этом направлении мы тесно работаем со специали­стами Polymedia, обмениваемся идеями и предложениями, работа идет постоянно, и она будет продолжаться.

Какого типа задачи решаются средствами ситуационного центра, и какие из них решаются наиболее эффективно? Предусмотрен ли выход на федеральные ведом­ства и их территориальные органы?

В настоящее время ситуационный центр используется совместно с Центром спецсвязи и информации ФСО по Сахалинской области для проведения видеоконференций и различных презентаций. Также системы ситуационного центра применяются для проведения всевозможных совещаний. Их проводят члены правительства области совместно с сотрудниками органов исполнительной власти Сахалинской области. Системы используются для анализа той или иной ситуации и прогнозов ее развития, в том числе с использованием различных сценариев.

Что касается выхода на федеральные ведомства, то он, безусловно, есть. При создании ситуационного центра мы, что вполне естественно, опирались на имеющийся опыт. В частности, мы очень много переняли у правительства Санкт-Петербурга. А там ситуационный центр был создан как раз для обеспечения взаимодействия с федеральными ведомствами накануне саммита G8. И эти структуры до сих пор поставляют информацию. У нас все было несколько сложнее. Пока данный вопрос находится на стадии переговоров по подготовке соглашений о взаимодействии. Но, надеюсь, мы все проблемы решим. Ведь такое взаимодействие — насущная необходимость не только для нас, но и для них тоже. В ближайшей перспективе все мы будем работать в едином информационном пространстве.

Какие программные системы должны в идеале быть развернуты в организации для получения наибольшего эффекта от ситуационного центра? Это аналитическая отчетность, средства статистической обработки информации, средства организации всевозможных аудио- и видео­конференций и пр.?

Ситуационный центр был создан совсем недавно, его открытие состоялось 16 апреля. И его системы будут совершен­ствоваться. В августе прошел конкурс на проведение работ по созданию информационно-аналитической системы губернатора и правительства области. В конкурсе приняли участие многие известные разработчики.

Данная система будет располагать всеми информационными ресурсами, которые имеются в области. Также предполагается создать хранилище данных и портал, где губернатор и члены правительства могли бы получать всю необходимую информацию с возможностью прогноза развития ситуации с использованием различных сценариев развития, например, по мере применения тех или иных управленческих решений. Для этого запланировано создание аналитической подсистемы с соответствующими математическими инструментами. Кстати, в этом коренное отличие нашего ситуационного центра от многих других, которые в большей степени ориентированы на решение текущих вопросов жизнедеятельности. Мы хотим пойти дальше и использовать эти системы для решения задач социально-экономического развития Сахалинской области. Ведь создание такого комплекса — дорогое удовольствие, и использовать его только для проведения сеансов видеоконференцсвязи нерационально.

Следующим этапом развития системы станет подключение к ней муниципальных образований. И работа по созданию их электронных паспортов — информационно-аналитических систем муниципального уровня, связанных с областной, — запланирована на будущий год.

Исходная информация для работы ситуационного центра — прежде всего данные территориальных органов государственной статистики. Мы ее имеем в полном объеме. Другой источник — отраслевые информационные системы. Есть огромный массив ведомственной статистики, которая охватывает целый ряд показателей социально-экономического развития. И эта информация также будет нами аккумулироваться, пусть и в перспективе. Кроме того, будет использована информация муниципальных образований, бюджетных учреждений, предприятий.

А на более близкую перспективу запланирована организация видеоконференцсвязи с муниципальными образованиями. Изначально же данная подсистема была ориентирована только на связь с Москвой и Хабаровском (там расположен аппарат полпреда по Дальневосточному федеральному округу). А устойчивая связь с местными органами крайне важна, особенно в различных чрезвычайных ситуациях.

Как формально организован процесс работы с ситуационным центром? Существуют ли специальные регламенты, внутренние стандарты или методические рекомендации, определяющие порядок использования ситуационного центра? Кто его пользователи помимо губернатора и членов правительства области?

Работа ситуационного центра регламентируется специальным указом губернатора «Об организации работы ситуационного центра высшего должностного лица субъекта Российской Федерации». Координацию работы и планирование деятельности осуществляет аппарат губернатора. Всяческого рода внеплановые мероприятия также могут иметь место. Обычно речь идет о сеансах связи с федеральными органами или аппаратом полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе. Но это уже от нас никак не зависит и опреде­ляется планами соответствующих органов власти или должностных лиц.

Но в целом регламенты работы с ситуационным центром мы только разрабатываем. И это оказалось не так просто, в ходе этой работы возникает много вопросов, прежде всего связанных с обеспечением информационного взаимодействия между различными ведомствами. Много проблем также с обеспечением информационной безопасности. Но только этим наши сложности не исчерпываются.

Что касается пользователей, то помимо губернатора и членов правительства области санкционированный доступ к системам ситуационного центра получат областные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти муниципальных образований. Обеспечивают функционирование ситуационного центра сотрудники Аналитического управления, которое я и возглавляю. В его структуре два отдела, один из которых отвечает за информационно-аналитическое обеспечение деятельности ситуационного центра. В штате отдела есть аналитики, которые и работают с помощью вышеуказанных инструментов. Эти же сотрудники отвечают за сбор информации из различных источников. Причем процесс сбора данных идет уже сейчас. Мы не стали ждать, когда информационно-аналитическая система будет окончательно создана.

Пока штат управления очень мал. На нынешней фазе развития этого достаточно, учитывая молодость коллектива, желание работать и имеющиеся перспективы развития ситуационного центра. Тем более наше управление отвечает за реализацию плана меро­приятий по проведению административной реформы в Сахалинской области. Одними из главных составляющих этого плана являются повышение эффективности деятельности государственных гражданских служащих и оптимизация их численности.