Головной разработчик ГАС «Выборы» ФГУП НИИ «Восход» закономерно играло и играет особую роль в развитии этой информационной системы. Об основных этапах развития этого многолетнего проекта и его перспективах рассказывает Леонид Бородинов, директор НИИ «Восход».
Intelligent Enterprise: Каковы основные вехи создания и развития ГАС «Выборы»?
Леонид Бородинов: Разработка ГАС «Выборы» осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”». Можно выделить три этапа развития системы. В 1995 г. система успешно прошла предварительные испытания, в июне 1996 г. ГАС «Выборы» была принята в опытную эксплуатацию, а в июле 2000 — в постоянную эксплуатацию.
В этот период ГАС «Выборы» обеспечивала автоматизацию основных функций избирательных комиссий при проведении избирательных кампаний. Для этих целей было создано программное обеспечение, работающее под управлением операционной системы DOS, а ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ и территориальные избирательные комиссии были оснащены КСА — комплексами средств автоматизации. Для передачи информации между КСА разного уровня использовались электронная почта и аналоговые и тональные телефонные каналы связи.
Вторым этапом развития системы можно считать период с 2001 по 2008 г., когда развитие системы осуществлялось в соответствии с концепциями развития, принятыми ЦИК России в 2001 и 2004 гг. В этот период ПО было переработано для использования в среде WINDOWS. На каждом КСА были созданы интегрированные базы данных под управлением СУБД ORACLE. Была предусмотрена возможность использования для передачи данных между КСА цифровых каналов связи. Обновленная система была использована уже в конце 2003 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы и проходящих одновременно с ними выборов регионального и местного уровня.
В течение 2004—2008 гг. продолжалось расширение функций ГАС «Выборы» по автоматизации деятельности избирательных комиссий и информированию избирателей о ходе и результатах выборов. Так, например, в этот период была создана база данных, содержащая сведения об избирателях, участниках референдума, и организован интернет-портал ГАС «Выборы», обеспечивший размещение информации о выборах в сети Интернет.
В сентябре 2008 г. ЦИК России одобрила «Концепцию развития ГАС “Выборы” до 2012 г.». Этот момент можно считать началом третьего этапа развития.
Какими были основные шаги по совершенствованию системы безопасности и связи?
Подсистема безопасности ГАС «Выборы» обеспечивает защиту от несанкционированного доступа, антивирусную защиту, защиту информации при передаче данных по каналам связи, включает средства обнаружения и предотвращения атак. Развитие подсистемы связано в первую очередь с изменениями и развитием законодательной базы в области обеспечения защиты информации, такими как закон «О персональных данных». Для выполнения положений этого закона ужесточается контроль за разграничением прав доступа пользователя к информации, хранящейся в базе данных. В соответствии с «Концепцией развития ГАС “Выборы” до 2012 г.» для обеспечения юридически значимого документооборота в системе начнет применяться электронно-цифровая подпись.
Одна из основных подсистем, обеспечивающих функционирование ГАС «Выборы», — подсистема связи и передачи данных (ПСПД). Основным способом передачи данных между избирательными комиссиями в ГАС «Выборы» является электронная почта на основе разработанного отечественной фирмой «Фактор» сервера электронной почты «Дионис». Это обусловлено тем, что в большинстве субъектов РФ единственными доступными каналами связи, защиту которых можно обеспечить, до сих пор остаются аналоговые телефонные каналы связи общего пользования, а в отдаленных и труднодоступных районах — космические (спутниковые) каналы. Поэтому основным направлением развития ПСПД с момента создания ГАС «Выборы» стал постепенный переход к более быстрым, а в случае спутниковых каналов и более дешевым и надежным, цифровым каналам связи. Так, уже в 2003 г. выделенные цифровые каналы связали ЦИК России с избирательными комиссиями большинства субъектов РФ.
Появление цифровых каналов связи и развитие средств коммуникации позволило задействовать ПСПД для осуществления новых функций, в том числе появилась возможность использования IP-телефонии и проведения видеоконференций. Развитие ПСПД направлено на дальнейшее расширение сети цифровых каналов связи с полным отказом в конечном счете от использования аналоговых каналов.
Концепция развития ГАС «Выборы», одобренная ЦИК России в сентябре 2008 г., предусматривает модернизацию системы до 2012 г. Каким будет облик системы к концу этого периода?
Основными направлениями развития системы стали совершенствование нормативно-правовой базы использования системы; совершенствование структуры системы, в том числе выделение четырех функциональных контуров, работающих в единой вычислительной среде; переход на новую аппаратно-программную платформу; расширение функциональных возможностей; совершенствование информационной безопасности.
Появление новых законодательных актов влечет за собой необходимость принятия комплекса мер правового, технологического и организационного характера. Применение электронно-цифровой подписи для обеспечения юридически значимого документооборота тоже требует разработки дополнительных нормативных актов.
Совершенствование структуры системы включает выделение четырех функциональных контуров: избирательные кампании, повседневная деятельность, общественно-информационный, регистр избирателей. Рассматривалось два способа выделения функциональных контуров. Первый способ — физический, то есть создание контура в виде самостоятельной системы со своей базой данных, со всеми технологическими программами и с необходимыми интерфейсами для связей с другими контурами. Второй способ — организация функциональных контуров на логическом уровне в интегрированной базе данных с созданием в ней описаний всех контуров и всех входящих в них функций системы. Физическое разделение контуров обладает серьезными недостатками. Оно, во‑первых, представляет собой фактически возврат к «лоскутной автоматизации», то есть к набору программных и технических средств со своими базами данных, в интересах каждого функционального подразделения пользователя. Связь в такой архитектуре между контурами осуществляется посредством интерфейсов (возможно, и с ручным переносом данных). Во-вторых, появляется большая вероятность получения недостоверных и противоречивых результатов, низкая надежность, дублирование данных, ПО и техники, а также высокие расходы на эксплуатацию и функциональную доработку ПО.
Второй способ, то есть организация функциональных контуров на логическом уровне в интегрированной базе данных, лишен недостатков первого способа, существенно дешевле и требует меньше времени на доработку, отладку и тестирование. К реализации был принят именно он. Единственным исключением стало физическое выделение в отдельную базу данных контура «Регистр избирателей» в ЦИК России. Это связано со значительным объемом данных, накопленным ЦИК России в рамках этого контура, и с особыми требованиями к безопасности информации, содержащей персональные данные избирателей. Организация функциональных контуров повышает эффективность работы различных групп пользователей, а также эффективность управления функционированием, эксплуатацией и сервисным обслуживанием.
Переход на перспективную аппаратно-программную платформу обусловлен, прежде всего, устареванием и выработкой технического ресурса используемых технических средств. При этом замена технических средств на современные позволяет использовать новые возможности, такие как многоядерные процессоры или 64‑разрядная архитектура процессора. В связи с этим возникла необходимость перевода системы на новую, совместимую с этими новыми возможностями технических средств программную платформу за счет версионного развития ОС Windows и СУБД Oracle. При этом учитывались такие основные факторы, как сроки поддержки производителем, условия лицензирования, требования к аппаратному обеспечению, безопасность информации, надежность, сроки и трудоемкость адаптации существующего программного обеспечения.
Ваш институт — разработчик подсистемы автоматизации избирательных процессов ГАС «Выборы» — ПАИП. Каковы основные функции и задачи этой подсистемы, принципиальные изменения от версии к версии?
Подсистема автоматизации избирательных процессов является основной функциональной подсистемой ГАС «Выборы». Она предназначена для комплексной автоматизации функций избирательных комиссий. Именно эта подсистема реализует функции по вводу, хранению и обработке информации о проведении избирательной компании или референдума и их результатах. Один из основных элементов — классификатор избирательных комиссий, участвующих в избирательной кампании. Он отображает структуру подчиненности комиссий и их взаимодействие в рамках кампании. Вся остальная информация о действиях избирательных комиссий при проведении кампании завязана на этот классификатор как на общий связующий элемент. Вся обработка информации производится в интересах конкретной избирательной комиссии, отражая выполняемые этой комиссией функции.
Что меняется в ПАИП в связи с проходящей модернизацией ГАС «Выборы»?
ПАИП адаптируется к новой аппаратно-программной платформе и дорабатывается в связи с выделением в ГАС «Выборы» четырех функциональных контуров. С функциональной точки зрения развитие ПАИП направлено на увеличение числа статистических отчетов и реализацию новых требований законодательства о выборах. Кроме того, при выделении в ГАС «Выборы» функциональных контуров «Избирательные кампании» и «Повседневная деятельность» функции ПАИП разделяются между ними. В контуре «Повседневная деятельность» выделяются функции, автоматизирующие деятельность кадровой службы избирательной комиссии, не связанные с проведением избирательной кампании, и функции информирования о законах и законодательных актах, определяющих порядок проведения избирательных кампаний.
Масштабы разработки ПО для государственных проектов в России постоянно растут. Чему, на ваш взгляд, при этом уделяется недостаточно внимания?
Необходимо, чтобы наш программный продукт был качественным и надежным. В нашей стране этот вопрос всегда на втором плане, а его нужно поднимать во всех проектах. Должного контроля за этим нет. В крупных проектах ошибки вылавливаются годами, и все к этому привыкли, считают нормальным. По мере того как ИТ‑системы все больше входят в нашу жизнь, цена ошибок в них возрастает, и контроль за ними должен быть таким же строгим, как и за производством сложных технических изделий. Практически никто из разработчиков не тратит на организацию тестирования больше 10% бюджета, чего совершенно недостаточно. Мы как головной разработчик ГАС «Выборы» намерены существенно усилить контроль за качеством и надежностью приложений. Здесь нужны четко разработанные методологии и правила игры.
Игорь Бондаренко,
заместитель руководителя ФЦИ при ЦИК РоссииПрежде всего хочу отметить роль НИИ «Восход», как архитектора ГАС «Выборы», как интегратора на протяжении 15 лет объединяющего десятки компаний в работе над таким масштабным проектом. Годы работы системы доказали правильность разработанных технических решений построения системы и отдельных ее компонентов.
В ближайшем будущем предстоит проделать не менее сложную работу по изменению архитектуры, типовых решений. Это связано, с одной стороны, с реализацией задачи по техническому переоснащению избирательной системы, которая поставлена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2009 г., а с другой стороны, с кардинальными изменениями, произошедшими в сфере ИКТ в России за последние годы. В этой работе мы также надеемся использовать огромный опыт и квалификацию коллектива НИИ «Восход».