Очень многие сталкиваются с тем, что помещения, предназначенные для размещения центров обработки данных, не во всем соответствуют нормативам. При этом найти другое место для ЦОДа в ближайшей перспективе не представляется возможным. Но и это, как оказалось, не является непреодолимым препятствием для создания работающей инженерной инфраструктуры, соответствующей лучшим мировым стандартам. Именно о реализации такого проекта мы беседовали с Игорем Поповым, заместителем директора по техническим вопросам издательства «Эксмо».
Intelligent Enterprise: Для каких задач создавался ваш ЦОД? Какие приложения на нем работают? Какое оборудование используется? Насколько остро стоит проблема тепловыделения и бесперебойного питания?
Игорь Попов: Наш центр обработки данных создавался в рамках проекта по внедрению ERP‑системы SAP R/3. К проектированию комплекса приступили в начале лета 2008 года. Полностью все работы были завершены в феврале текущего года. Комплекс построен на оборудовании компании Sun Microsystems. В его состав входят серверы на архитектурах SPARC и x86, системы хранения данных и резервного копирования. На них работают тестовая и продуктивная версии SAP R/3. Кстати, у нас одно из крупнейших внедрений этой системы в медийной отрасли России, если не самое крупное. Используем модули FI, CO, SD, MM, WMS, BW, PS, DMS.
Единственным свободным помещением, которое мы нашли, была комната площадью 36 кв. м и с потолками высотой всего 255см.
Проблема тепловыделения стоит там крайне остро. Оборудование находится в довольно тесном помещении, с электропитанием в Видном бывают сбои. На этом объекте у нас своя электроподстанция, подведены два резервных луча, проведена закольцовка. Все это снижает вероятность сбоев практически до нуля, но, к сожалению, не всегда спасает от той чехарды, что происходит с энергетикой в городе, так что без системы бесперебойного питания там жить очень тяжело.
Как и по каким критериям выбраны системы охлаждения и ИБП? Почему остановились на оборудовании APC by Scheneider Electric? Какие были альтернативы?
Те условия, в каких расположен наш ЦОД, не оставляли никаких альтернатив. Оборудование других вендоров просто физически не помещалось в нашу серверную. Решение от APC мы выбрали в том числе и потому, что их шкафы могли в ней поместиться..
Выбирали оборудование мы сами. В этом процессе не участвовали вендоры (как Sun, так и SAP), они просто одобрили наш выбор. Хотя решение принималось нами совместно с интегратором (IBS), выступавшим в качестве подрядчика этого проекта. Монтаж также вели сотрудники IBS с привлечением инженеров APC by Scheneider Electric.
Насколько типовым и насколько уникальным было решение, предложенное для вашего проекта?
Решения от APC всегда сложно назвать стандартными или нестандартными. Они будут работать везде, куда удастся поместить шкафы с органайзерами. В принципе наше решение вполне классическое, с «горячим» и «холодным» коридорами. На крышу здания вынесены внешние блоки системы кондиционирования, отдельно стоят источники бесперебойного питания. У нас установлены две системы бесперебойного питания, одна рабочая, одна находится в резерве. Так что несколько шкафов стоят пустые.
Сталкивались ли вы с какими‑то сложностями в ходе реализации проекта?
Сложности были. Нам пришлось через весь объект тянуть магистрали для противопожарной сигнализации и оповещений для службы безопасности (контроль доступа и т.д.). Но здесь дело не в оборудовании APC, это наши внутренние сложности, связанные с расположением серверной комнаты. Разве что пришлось укреплять крышу здания, поменяв мягкую кровлю на жесткую, чтобы разместить на ней тяжелую систему кондиционирования. Представители APC при этом нормально сработались со строительным подрядчиком, и никаких сложностей не возникло.
Некоторые трудности были связаны с настройкой NetBotz 500 — системы мониторинга среды в серверной и контроля доступа от APC. От некоторых функций, таких как рассылка SMS-оповещений, пришлось отказаться. Она появилась недавно, и в России ее пока мало внедряют. Наверное, именно поэтому с ее настройкой все оказалось не слишком просто. В результате мы ограничились только рассылкой сообщений по электронной почте, причем эта почта поступает и на мобильные телефоны дежурных администраторов. Как выяснилось позднее, APC предоставляет услуги по настройке подобных устройств. Не исключено, что мы воспользуемся этой возможностью в будущем.
Стоит отметить, что APC предлагает сервисные пакеты, которые, помимо регулярного профилактического обслуживания и диагностики с гарантированным временем выезда инженера компании на место, включают хранение на локальном складе комплекта запчастей на тот случай, если их вдруг не окажется на складах в России, чтобы не ждать несколько недель их доставки. Это существенно сокращает время восстановления системы и повышает ее готовность.
Сколько времени работает система? Как она справляется со своими функциями? Были случаи, когда система подводила или, наоборот, ее наличие позволило избежать серьезных сбоев?
Система работает с февраля 2009 года. Как говорится, полет нормальный. За это время произошло два серьезных инцидента с прерыванием электроснабжения, причем один раз на несколько часов, но все сработало четко. Системы были корректно остановлены, а потом снова запущены.
По истечении этого времени вы бы все сделали так же, или что‑то надо было решать по‑другому?
Прошел год, и никаких новых решений не появилось. Мы бы опять стали заложниками своих потолков. Теперь мы даже укрепились в своем решении. Раньше была дилемма: строить свою серверную или арендовать площадку. За это время случился кризис, денег стало еще меньше, а стоимость аренды внешних площадок поднялась, причем существенно, за счет того, что часть их оказалась недостроенной. В результате экономический эффект внедрения даже усилился. Еще до начала кризиса, согласно нашим расчетам, использование аутсорсинга в расчете на три года получалось дороже. А сейчас вендоры аппаратного обеспечения весьма активно снижают цены, в то время как компании, представляющие услуги аутсорсинга, их, наоборот, повышают. Хотя в целом ROI проектов, связанных с обеспечением непрерывности бизнеса, считать крайне сложно. Тем более что не накоплено необходимой статистики. При оценке окупаемости проекта многое будет зависеть от стоимости обслуживания оборудования после окончания гарантийного срока. А поскольку APC позволяет неограниченно продлевать гарантию, это может быть интересно.
Николай Харитонов,
руководитель отдела по работе с партнерами APC by Schneider ElectricПо проекту, связанному с издательским домом «Эксмо», я со своей стороны хочу отметить высокий уровень компетенции Золотого партнера компании IBS. Разработкой и реализацией проекта занимался наш партнер, делая это на высоком профессиональном уровне. Со стороны АРС были задействованы инженерные ресурсы для монтажных работ.