Для компаний, чей бизнес непосредственно основан на применении информационных технологий, вопрос снижения затрат на эксплуатацию инфраструктуры особенно важен, тем более во время финансового кризиса. О своем опыте минимизации затрат на обслуживание и развитие ЦОДа рассказывает заместитель директора по ИТ Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Игорь Романов.
Intelligent Enterprise: Насколько для вас актуальна задача снижения эксплуатационных издержек?
Игорь Романов: Для телекоммуникационной отрасли контроль и тщательное управление затратами на эксплуатацию инфраструктуры жизненно необходимы, особенно в нынешних условиях. Но снижение затрат на эксплуатацию дата-центров ни в коей мере не должно сказываться на надежности, доступности и безотказности сервисов. Требования к качеству предоставляемых услуг не только не снижаются, а напротив, постоянно растут. Поэтому перед нами стоит задача максимально эффективно использовать ресурсы.
Масштабы возможной экономии в любом случае зависят от существующей ИТ-инфраструктуры, от ее величины, сложности, назначения и решаемых ею задач. В случае с Сибирским филиалом ОАО «МегаФон» ИТ-бюджет составляет ощутимую долю в бюджете компании, поэтому добиться его эффективного использования очень важно. Причем для нас допустимы любые способы экономии, в результате которых не снижается качество предоставляемых услуг.
Что вы считаете основным для оптимизации расходов на поддержку и развитие дата-центра?
Большие возможности в экономии средств на эксплуатацию ЦОДа дает его инфраструктура, то есть те параметры, которые были заложены в ЦОД первоначально. Проектирование и строительство дата-центра — одна из самых ответственных и сложных задач. Так как свой действующий и на данный момент основной дата-центр мы спроектировали и построили в 2005 году, можно уверенно говорить, что качественное и грамотное планирование инфраструктуры, масштабирование, модульность инфраструктуры, заложенные на этапе формирования технического задания, и инновационные методы построения действительно позволяют экономить на этапе эксплуатации ЦОДа. Все это позволило нам не вкладывать крупных средств в расширение инфраструктуры дата-центра за годы эксплуатации. За это время компания значительно выросла, увеличилась абонентская база, значительно возросли требования бизнеса к ИТ‑системам, появились новые услуги, новые технологии, в разы увеличились объемы хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, начала активно развиваться виртуализация и т.д. В результате этого нагрузка на инженерные и ИТ‑системы выросла в разы. В частности, потребляемая электрическая мощность увеличилась с 80 кВт на старте до 350кВт в текущий момент. Изначально установленные 48 монтажных шкафов с оборудованием превратились в более чем 90, занимаемая площадь увеличилась со 180 кв. м до 250 кв. м. Тем не менее при расширении инфраструктуры потребовались лишь затраты на дополнительные модули для существующих источников ИБП, монтажные шкафы, расширение СКС и дополнительные площади. Это ничтожно малые затраты по сравнению с построением новой площадки со всей инженерной и ИТ-инфраструктурой. В качестве инфраструктурных решений для ИТ‑систем Сибирский филиал с самого начала своего существования активно использует модульные системы бесперебойного электропитания, шкафы, системы распределения питания и охлаждения, входящие в состав АРС InfraStruXure. В частности, благодаря возможностям данной инфраструктуры в существующем дата-центре есть шкафы с энергопотреблением 10 кВт и более. Для них организованы специальные меры по эффективному удалению выделяемого тепла.
Насколько заметной статьей расходов для вас является электроэнергия?
Это очень важная и весомая составляющая затрат на эксплуатацию ЦОДа. По мнению некоторых авторитетных изданий, расходы на электропитание в дата-центрах могут составлять от 20 до 50% всех расходов на содержание ЦОДа. Здесь решение вопроса также во многом лежит в области проектирования инфраструктуры. Весомое значение имеют, например, потери на системах бесперебойного питания, их КПД. Или, например, сибирские климатические условия делают очень целесообразным применение Free Cooling (охлаждение хладагента за счет внешних климатических условий). Одним словом, невозможно переоценить значение грамотно организованной системы кондиционирования ЦОДа.
Какие еще технологии дают реальную экономию?
В первую очередь — использование высокоплотных систем. Современные blade‑системы занимают значительно меньше места, чем традиционные серверы, имеют значительно меньшее энергопотребление на один процессор, а как следствие — меньшее тепловыделение, чем набор традиционных серверов аналогичной вычислительной мощности. Они более удобны в обслуживании. В Сибирском филиале активно используются blade‑системы от HP. Тенденция последних лет такова, что большинство приложений, работающих в компании, переводятся именно на эти системы. Парк этих серверов постоянно расширяется, корзины исчисляются десятками, а лезвия — сотнями.
Отдельный вопрос использования информационных систем — их виртуализация. Требования бизнеса к качеству запускаемых в эксплуатацию ИТ-продуктов достаточно высоки, поэтому в компании с самого начала деятельности существуют расширенные тестовые зоны. Большинство этих зон работают в виртуальных средах.
В настоящий момент виртуализация является одним из приоритетных направлений развития. Достаточно много работающих в компании ИТ‑сервисов, в том числе и критичные для бизнеса сервисы, работают в виртуальных средах. Для виртуализации серверов активно применяется VMware. Но это не единственное направление виртуализации. Например, применение технологий, использующих виртуализацию средствами Citrix XenServer, позволило нам почти вдвое сократить количество аппаратных платформ для терминальных серверов.
Компания активно внедряет инновационные методы контроля и управления ИТ-инфраструктурой. Сибирский филиал ОАО «МегаФон» в 2007 году построил и запустил в эксплуатацию единый Центр управления и мониторинга (ЦУМ). Центр представляет собой специализированный комплекс, состоящий из рабочих мест операторов, средств визуализации и аудиоконтроля, зон для различного персонала (управленческий, обслуживающий) и т.д. В этот ЦУМ стекается оперативная информация о состоянии всех информационных систем во всем Сибирском регионе.
Какие организационные меры, управленческие методы вы применяете, чтобы снизить затраты на поддержку?
В Сибирском филиале ОАО «МегаФон» в течение нескольких лет на практике применяются знания библиотеки ITIL, и это дает плоды. В компании действуют соглашения об уровне сервиса (SLA) между ИТ и бизнес-подразделениями, активно применяются процессы управления инцидентами, изменениями, конфигурациями, проблемами, уровнем сервиса и т.д.
Еще один способ экономии операционных затрат на эксплуатации дата-центров, который применяет компания, — уход от аренды помещений ЦОДа и вынос их за черту города. Приобретение (или строительство) собственных зданий и сооружений для размещения дата-центра — достаточно эффективный шаг на пути к сокращению эксплуатационных затрат. В аренде помещений, помимо затрат на саму аренду, присутствует риск отказа от аренды в некоторой перспективе. Конечно, на этапе заключения договора можно свести этот риск к минимуму. Тем не менее он остается. Собственное здание, да еще и за чертой города, где дешевле земля, легче получить требуемую электроэнергию и так далее, может значительно повлиять на экономическую эффективность дата-центра. Если компания применяет достаточно эффективные средства управления и мониторинга инфраструктуры, это снимает необходимость держать в непосредственной близости от ЦОДа большой штат персонала, что делает такой объект экономически еще привлекательнее и целесообразнее. В данный момент в Сибирском филиале ОАО «МегаФон» проходят пусконаладочные работы на подобной площадке. Это будет крупнейший ЦОД за Уралом и достаточно крупный объект по общероссийским меркам.
Проектирование инфраструктуры принципиально для оптимизации расходов
Михаил Романов,
директор по развитию бизнеса компании Stonesoft в России, СНГ и странах БалтииИгорь очень верно выделил архитектурную составляющую инфраструктуры ЦОДа как основную для оптимизации расходов на поддержку и развитие дата-центра. Именно неправильная архитектура ведет к значительным тратам на модернизацию и техподдержку современных ЦОДов. Кроме того, как бы ни были велики начальные затраты на построение ЦОДа, затраты на эксплуатацию могут быть много выше. Например, косвенные расходы на связь или техподдержку иногда значительно превышают стоимость закупки серверного оборудования. Таким образом, грамотно вложившись на начальном этапе, можно рассчитывать на значительную экономию в будущем.
Сэкономить на технической поддержке без снижения ее качества не так-то легко. Отказ от дорогостоящего сервиса, включающего немедленную замену оборудования, означает на практике дополнительные затраты на закупку необходимого ЗИП. Отказ от расширенной поддержки вендора приведет к постоянной головной боли у администраторов, не говоря уж про неизбежные, но необходимые затраты на обучение. Применение высокоплотных систем, технологии виртуализации могут значительно повысить эффективность используемых вычислительных мощностей, помочь сэкономить на электроэнергии, кондиционировании и т.п. Но не следует забывать, что любая технология, кроме несомненных преимуществ, дает и, так сказать, побочные эффекты. Например, применение виртуализации порождает новые специфические угрозы информационной безопасности, а виртуальная сущность сервисов, выполняющихся в рамках виртуальных серверов, не избавляет их от свойственных им уязвимостей. Обо всем этом необходимо помнить при построении подсистемы защиты ЦОДа, закладывая в ее архитектуру те же приниципы модульности, масштабируемости, высокой доступности, отказоустойчивости, как и для вычислительных компонент.
SLA превыше всего
Сергей Зайцев,
директор управления развития Stack GroupПри оценке эффективности дата-центра (ДЦ) основной акцент, как правило, делается на таких показателях, как PUE (доля энергозатрат на ИТ по отношению к затратам на электроэнергию, потребляемой дата-центром в целом); общая ресурсоемкость ДЦ; качество бизнес-процессов, «привязанных» к ДЦ.
Но этого недостаточно для понимания реальной бизнес-ценности столь специфичного и ресурсоемкого элемента информационной инфраструктуры, как дата-центр. Рано или поздно перед компанией встает вопрос, насколько тот, кто выполняет обязанности по обслуживанию ДЦ (не важно, внутреннее это подразделение или аутсорсер), готов нести ответственность за влияние своих действий/бездействия на качество конечного продукта/услуги. На сегодняшний день в более выигрышной позиции с этой точки зрения находятся коммерческие ДЦ, фиксирующие принятые на себя обязательства в SLA (подобный уровень взаимоотношений между внутренними подразделениями — еще редкость).
В идеале SLA должен представлять из себя «сквозной» документ, охватывающий всю цепочку ИТ и бизнес-процессов, способных повлиять на качество конечной услуги/продукта. В нем должна быть зафиксирована система взаимозависимых и согласованных между собой показателей, которые отражают качественные показатели на стыках между всеми звеньями этой цепочки — от ИТ‑службы компании до поставщиков запчастей аутсорсера. Реализация «сквозного» SLA не только позволит сдвинуть с мертвой точки индустрию услуг дата-центров и аутсорсинга в целом, но и создаст оптимальные условия для выхода России на цивилизованный уровень бизнес-отношений.