О внедрении системы IBM Cognos BI в компании «Паркет-Холл» мы уже писали в № 14/2008. Осенью прошлого года строились достаточно обширные планы по развитию этого решения. Что же станет с ним теперь, ввиду осложнения экономической ситуации? Развитие аналитической системы будет, но пойдет оно не совсем так, как ожидалось. О намеченных изменениях рассказывает Валерий Носов, в настоящий момент директор по операциям компании «Паркет-Холл».
Валерий Носов: Я, как директор по операциям, теперь един в двух лицах: ИТ-директор и директор по логистике. Отвечаю за всю логистику нашей компании, от бытовых проблем до вопросов товарного планирования, поэтому и на ИТ еще больше начинаю смотреть «глазами бизнеса».
Серьезный вопрос, которым мы намерены заниматься в этом году, — товарное планирование. С финансами повсюду ситуация тяжелая, а ведь все деньги торговой компании — в товаре. Поэтому мы более внимательно, чем раньше, должны относиться к тому, что продаем. У нас появилось много дефицитных позиций. Как отвечающему за логистику мне нужно обеспечить в компании оптимальный товарный запас и надлежащую доставку, но главное, основа любого планирования — прогнозирование спроса. Задача, пограничная с маркетингом, но где проходит граница, сказать очень сложно. В ряде западных учебников она относится к логистике, а в новых условиях приобретает первостепенное значение.
Раньше было значительно проще в том смысле, что если мы видели — на какой‑то продукт спрос большой, мы брали кредит, и продукт появлялся в нужном количестве. А сейчас кредиты брать тяжело и дорого. Теперь за деньгами стоят в очереди, поэтому возникает вопрос, на что лучше направить имеющиеся. На самое рентабельное? Или стоит учесть гармоничность продаж? Ведь если продается пол, к нему требуются и увлажнитель, и средства ухода. Раньше подобные задачи решались «очень экспертно». Может быть, в значительной степени так будет и дальше, но сейчас нам нужен «третий глаз». Принимая решение, мы должны руководствоваться большим количеством факторов и получать их более оперативно. Раньше план закупок мы формировали ежеквартально, теперь требуется еженедельно. Ситуация меняется быстро, и мы не можем себе позволить избыточные остатки на складах. Раньше было запросто можно непроданное в этом месяце «забыть» до следующего, а сейчас недопустимо так замораживать средства. Поэтому нам требуются новые аналитические инструменты.
Таким образом, приоритетными на 2009 год будут такие задачи.
1. Прогнозирование спроса и товарное планирование. Планируется не только модернизация модели в IBM Cognos BI, но интеграция с Microsoft Dynamix AX в части переноса прогноза спроса. Также мы планируем решить задачу по товарам-заменителям (их у нас может быть достаточно много): нет смысла закупать, если есть в наличии товар-заменитель. Также для обеспечения гармоничности ассортимента необходимо планировать спрос и по сопутствующим товарам.
2. Отчеты по избыточному резервированию товара. Мы вводим жесткие правила относительно условий удержания товарных резервов (высокий процент предоплаты, сроки вывоза товара в региональные компании и т. п.), по которым необходимо строить оперативные отчеты.
3. Создание отдельной модели в IBM Cognos BI для анализа уровня сервиса логистики для клиентов (услуги доставки, скорость погрузки ТС и т. п.).
Для реализации данных задач будут задействованы ресурсы аналитиков отдела маркетинга, управления логистики и сотрудники управления ИТ. В этом году мы не планируем проектов с внешними подрядчиками. Из семи намечавшихся крупных ИТ-проектов у нас продолжается только три, и выполнять их мы будем собственными силами. 100 евро за час работы консультанта — этого мы больше не можем себе позволить. Когда затягивают пояса, от чего‑то приходится отказываться. Для нас это будет скорость и, возможно, качество разработки. Пусть даже новый аналитический отчет первый месяц использования будет с ошибками — ничего, постепенно отладим его и сами. Но мы планируем, что решения IBM Cognos, в частности модуль BI, получат в близком будущем значительное развитие.
Думаю, что отказ от реализации больших проектов и от аутсорсинга будет основной тенденцией на рынке в ближайшее время. Рад, что мы можем позволить себе в период кризиса выполнять запланированные проекты, несмотря на то, что их объем существенно ниже, чем в прошлые годы.