Повышение требований к качеству услуг и расширение их спектра, рост числа филиалов Народного банка Казахстана не могли не отобразиться на его информационной системе. Всеобщие процессы централизации не обошли компанию стороной, и хранение счетов в едином хранилище сделало необходимым обеспечение бесперебойного доступа к ним в режиме on-line. Для решения этой задачи руководство банка инициировало проект создания нескольких географически распределенных датацентров, и одним из очередных этапов развития инфраструктуры стало строительство ЦОДа в одном из зданий центрального офиса в Алма-Ате. Для клиентов одним из основных критериев выбора банка является его надежность. А она, в свою очередь, во многом зависит от того, насколько хорошо работают системы, обеспечивающие обмен, обработку и хранение информации. Залогом же бесперебойной работы ИТ-системы крупного банка может быть правильно построенный ЦОД. Поэтому в Народном банке Казахстана к данному вопросу отнеслись особенно внимательно. В результате проекта ЦОД, построенный в банке, стал одним из крупнейших во всем Казахстане. Организована комплексная защита информационных ресурсов и поддержка эксплуатации ИТ-служб в чрезвычайных ситуациях. Для защиты питания ЦОДа в центральном офисе банка были установлены ИБП Symmetra PX 80 кВт и монтажные шкафы NetShelter, оснащенные двумя блоками распределения питания — Switched Rack PDU и Rack Automatic Transfer Switch. Решение также включает в себя систему мониторинга окружающей среды Environmental Management Systems и систему централизованного контроля ISX Manager. Мы беседуем с Нурланом Сарсебековым, начальником управления телекоммуникаций АО «Народный банк Казахстана».
Intelligent Enterprise: Какие бизнес-задачи решает ваша компания, создавая ЦОД на основе современных стандартов?
Нурлан Сарсебеков: В современном банковском бизнесе ИТ становятся ключевым элементом конкурентоспособности, банковские продукты под влиянием требований рынка все больше представляют собой симбиоз бизнес-идеи и высоких технологий. Банкоматы и мультикиоски, мобильный банкинг, мгновенные переводы, система банк — клиент, во всем этом в роли основного «ингредиента» продукта выступают ИТ.
Очевидно, что от того, насколько качественно, надежно и эффективно работают ИТ-системы компании, зависит продвижение подобных продуктов на рынке и как следствие — достижение бизнес-результатов. Таким образом, создавая ЦОД, мы в первую очередь решаем задачу поддержки бизнеса.
Тут хотелось бы отметить, что современные ЦОДы подходят к решению этой задачи не только с точки зрения надежности, но и в смысле сокращения затрат на эксплуатацию. Современные ЦОДы по таким показателям, как TCO, значительно превосходят те решения, что предлагались несколько лет назад.
Кроме того, развитие бизнеса сейчас связано с быстрой адаптацией бизнес-процессов компании под изменяющиеся условия рынка. И тут многое (если не всё) зависит от способности корпоративных ИТ-систем быстро развиваться и изменяться в соответствии с бизнес-требованиями. Важно понимать, что ограничивающим фактором для развития и изменения ИТ-системы (как и бизнеса в целом) является готовность к изменениям ИТ-инфраструктуры, основными элементами которой выступают телекоммуникации и ЦОД.
Каковы на ваш взгляд современные подходы к построению ЦОДа?
Современные информационные технологии имеют тенденцию к постоянному повышению плотности и, следовательно, увеличению концентрации оборудования. А эти тенденции в свою очередь неумолимо приводят к увеличению энергопотребления и тепловыделения. Таким образом, эти вопросы наряду с производительностью предъявляют совсем иной уровень требований к построению ЦОДа, нежели к классической концепции, разработанной еще в пятидесятых годах прошлого столетия.
Одним из подобного рода примеров может служить то, что при классической концепции циркуляция воздуха (подвод охлажденного и отвод нагретого) в большинстве случаев организовывалась в вертикальной плоскости, что подразумевало устройство дорогостоящих фальшполов и фальшпотолков.
Компания АРС, на мой взгляд, коренным образом решила изменить данную концепцию построения ЦОДа, перенеся циркуляцию охлажденного и нагретого воздуха в горизонтальную плоскость путем разделения пространства на так называемые горячие и холодные коридоры. Это позволяет увеличивать мощность потребления на каждую стойку до 15—18 кВт вместо стандартных 5 кВт при прежнем подходе.
Причем это вовсе не какие-то далекие величины. В наше время обычный одноюнитовый сервер потребляет в среднем 650 ватт энергии. При размерах стойки в 42U легко можно представить, насколько просто достичь большого тепловыделения. А если взять блейд-серверы, то потребление энергопитания и выделение тепла в расчете на одну стойку возрастет еще более.
Раз мы говорим о надежности, то давайте рассмотрим факторы риска в современных ЦОДах. Какие потенциальные проблемы при эксплуатации ЦОДа необходимо предусмотреть?
Одним из наиболее значимых факторов риска для современных ЦОДов является наличие так называемой единой точки отказа. Именно ей мы в большинстве случаев обязаны увеличением времени простоя всего серверного и коммуникационного оборудования. К примеру, если организовать резервное питание оборудования только от ИБП, то при выходе его из строя мы можем потерять информацию, стоимость которой будет выражаться десятками тысяч долларов! Конечно, можно обеспечить некоторый уровень резервирования путем подвода резервного питания от второй подстанции либо дизель-генератора. Но это опять-таки не выход, поскольку зачастую информационное оборудование очень чувствительно к качеству питающего напряжения и многочисленные помехи, всплески, высокочастотные шумы могут привести к потере информационных ресурсов. Таким образом, при построении ЦОДа в современных условиях необходимо тщательное планирование на начальной стадии во избежание возникновения единой критической точки отказа уже в процессе эксплуатации.
Второй аспект — стандартизация. Стандартизация инфраструктуры ЦОДа значительно повышает степень его предсказуемости и доступности при дальнейшей эксплуатации. А это очень важно, ведь 90% всех причин сбоев выявляется уже после сдачи объекта в дальнейшую эксплуатацию. С этим связан и фактор масштабирования. Компания АРС за основу построения ЦОДа решила взять модель конструктора lego. И выбор этот не был случайным. В lego можно строить как простейшие, так и самые сложные модели с помощью одних и тех же кубиков. Все кубики стандартизированы, и это позволяет масштабировать модели без ограничений. При этом, собирая инженерную инфраструктуру от одного производителя, мы можем быть уверены, что все ее комплектующие будут полностью совместимы между собой.
Это важно, так как если компания стремительно растет, соответственно должны развиваться и ее информационные ресурсы. Отсюда следует, что факторы динамичной расширяемости для ЦОДа любого уровня выходят на передний план. В прошлом столетии динамично расширять ЦОД было очень затруднительно, а иной раз и практически невозможно. ЦОДы строили с учетом некого запаса мощности и пространства, но при этом никто не рассчитывал, что буквально через несколько лет придется практически полностью обновлять весь парк информационных ресурсов предприятия! Тот бурный рост ИТ, который мы наблюдали в последние годы, невозможно было полностью предугадать заранее. И неизвестно, сможем ли мы это успешно сделать в ближайшем будущем. Именно поэтому уровень расширяемости ЦОДа мы выдвинули на первый план.
Как показали исследования, добиться эффекта динамичной расширяемости можно только с помощью модульных компонентов инженерной инфраструктуры. Приведу простой пример: ранее при использовании традиционных подходов на установку дополнительных мощностей в серверном помещении могло уходить до четырёхсот дней! Стадии и сроки проекта были такими: оценка потребностей и разработка концепции проекта — один-два месяца, разработка конструкции — три-четыре месяца, установка — семь-восемь месяцев и сдача в эксплуатацию — от двух недель до месяца. При использовании модульной инженерной инфраструктуры общее время развертывания тех же мощностей можно сократить на 80%! Основными стадиями при использовании модульной структуры будут: оценка потребностей, развертывание, установка (от одной недели до четырёх месяцев) и сдача в эксплуатацию.
Расскажите о выборе поставщика инфраструктуры ЦОДа. Почему вы остановились на решении APC?
Вопрос выбора вендора для поставки комплексной инженерной инфраструктуры для ЦОДа был очень сложным, ведь от того, какое решение мы бы приняли в тот момент, зависела вся последующая работа всего парка информационных ресурсов банка не только в существующем ЦОДе, но и в тех, которые появятся после, а также во всех областных регионах. Конечно же, мы выбирали вендора, способного поставить нам полностью комплексное решение для инженерной инфраструктуры. Таких компаний оказалось немного. Главные преимущества решений АРС перед конкурентами следующие: мы получаем резервированную систему уровня 2N+1, масштабируемую систему и хороший уровень доступа для обслуживания оборудования.
Кроме того, нам понравились некоторые «нетрадиционные» подходы АРС к решению стандартных задач, к примеру, такие, как размещение всей кабельной нагрузки (силовой и информационной) поверх монтажных шкафов, использование лестниц в качестве межрядных кабельных каналов, форм-фактор стандартного монтажного шкафа для ИБП, надежные системы мониторинга окружающей среды и многое другое.
Как вы организовали проект по созданию ЦОДа? Привлекались ли специалисты APC и системного интегратора?
Реализация проектов подобного уровня конечно же требует четкой, слаженной работы целой группы различных специалистов. Это и технические специалисты, и проектировщики, и консультанты и т. д. Не каждая организация может похвастаться, что все перечисленные специалисты есть у неё в штате. Для таких целей и разделяют посредством аутсорсинга выполнение тех или иных задач не только между разными сотрудниками, но и между разными организациями.
В процессе построения ЦОДа мы широко применяли знания и опыт, накопленные специалистами АРС и системного интегратора. От нашего персонала требовалась четкая постановка задач и консультирование по начальным вводным данным. От сотрудников компании АРС — исчерпывающая информация по планируемому оборудованию и рекомендации по установке. А от системного интегратора, в качестве которого выступила казахстанская компания Vicom Plus, — четкие действия по реализации данного проекта. Профессиональная координация действий технических специалистов всех уровней Народного банка Казахстана, компаний АРС и Vicom Plus обеспечила успешную и эффективную реализацию проекта.
О компании
АО «Народный банк Казахстана» — крупнейший универсальный коммерческий банк Республики Казахстан, успешно работающий на рынке более восьмидесяти лет, одна из самых надежных и диверсифицированных финансовых структур страны. Сегодня банк обладает самой крупной в Казахстане ИТ-инфраструктурой среди банков второго уровня. По всей территории республики в режиме on-line работает более шестисот структурных подразделений банка, а также крупнейшая сеть банкоматов и POS-терминалов.