Выходя на весьма насыщенный рынок соков, руководство молодой компании «Аква Вижион» ориентировалось на западные стандарты ведения бизнеса. Цель была поставлена весьма амбициозная: за короткое время построить новый современный заводской комплекс в Подмоcковье. А кроме того, внедрить и запустить в промышленную эксплуатацию корпоративную информационную систему на базе решений SAP. Инвестиции в проект, включавшие в себя расходы по строительству заводских сооружений, приобретению и монтажу оборудования, созданию ИТ-инфраструктуры и внедрению ERP-системы как таковой, составили 130 млн. евро. Причем запуск процессов в системе SAP и бизнес-процессов в компании должен был проходить синхронно. И это получилось.
Компания «Аква Вижион» в 2004 году создавалась в условиях greenfield — с чистого листа. Двадцать специалистов — будущие директора и менеджеры направлений — создали проектный офис, а затем «в чистом поле» в Истринском районе Подмосковья организовали строительство мощностей по производству напитков и соков. Тогда перед ИТ-директором только еще строящегося предприятия Валерием Полтавцевым была поставлена задача выбрать ERP-систему и обосновать этот выбор перед советом директоров и инвесторами. В обоснование при этом обязательно должен был входить и расчет возврата инвестиций в проект.
Как и во многих других случаях, работа по выбору началась с визитов в другие FMCG-компании, общения с непосредственными участниками проектов внедрения, с консалтинговыми фирмами, предлагающими на отечественном рынке решения на базе западных ERP-систем. В результате был подготовлен документ, в котором оценивался ряд известных западных систем по многочисленным критериям, таким как стоимость одного рабочего места, функциональные возможности и масштабируемость решения, уровень поддержки и сопровождения в России, доступность и цена консультантов на рынке и др. Сделанный анализ и расчеты говорили в пользу системы SAP, и вскоре компания подписала контракт на покупку лицензий.
Была создана проектная команда, которую возглавил специально приглашенный проектный менеджер. В результате тендера внешней консалтинговой компанией стала GMCS. Проект реализовывался по методологии ASAP (Accelerated SAP), не один раз доказавшей на практике успешность своего применения в различных отраслях, в том числе в России, и шел очень быстро.
Его старт состоялся летом 2005 года, а 1 апреля 2006-го в «Аква Вижион» уже были запущены в продуктив функциональности финансового и управленческого учета, управления материальными потоками и управления персоналом. И сразу к поддержке этой функциональности подключилась внутренняя команда предприятия. Все лето 2006 года совместная проектная команда «Аква Вижион» и GMCS продолжала работу над дизайном решений в областях управления производством, сбытом, ТОРО и качеством. Потом была работа по настройке системы и различным видам тестирования. А уже осенью на предприятии началась работа над всеми видами справочников, в том числе над технологическими рецептурами будущих продуктов завода. Тогда же был составлен первый бизнес-план компании на 2007 год, причем весь бюджетный процесс с плановыми калькуляциями себестоимости и расчетом финансового результата полностью был проведен в системе SAP.
В общей сложности проект внедрения решений SAP в компании «Аква Вижион» длился 15 месяцев. Амбициозные планы запуска системы одновременно с новым производством решить удалось. Завод заработал 1 марта 2007 года — начали разливать продукцию и перемещать ее на склад, и сотрудники сразу стали работать в системе. А 1 апреля стартовали продажи: торговые представители собирали заказы на продукцию завода, грузовики доставляли ее в торговые точки, и все пакеты сопроводительных документов распечатывались только из ERP-системы.
О компании
«Аква Вижион» — молодая и динамичная компания, занимающаяся производством напитков и соков. Проектная мощность первой очереди завода — 300 млн литров в год. «Аква Вижион» в числе первых задействовала новую для России технологию — холодный асептический розлив. Компания доказала, что за короткое время можно выйти на очень насыщенный рынок соков и занять там достойное место. Осенью 2007 года приобретена компанией «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».
Об особенностях этого проекта мы беседуем с Валерием Полтавцевым, ИТ-директором «Аква Вижион».
Мы получили неоспоримое конкурентное преимущество
Intelligent Enterprise: Внедряя ERP-систему, вы решали сложные и амбициозные задачи. Оглядываясь назад, вы уверены, что выбор решения SAP был абсолютно правильным?
Валерией Полтавцев: Да, уверен. Bнедрив систему SAP, мы получили неоспоримое конкурентное преимущество, потому что у наших конкурентов, работающих в соковом бизнесе, такого единого интегрированного решения до сих пор нет. Кто-то только начинает присматриваться, кто-то имеет собственные программные разработки, у кого-то используется лоскутная автоматизация. А наше преимущество заключается в том, что платформа SAP полностью поддерживает всю цепочку бизнес-процессов, без промежутков и разрывов. По окончании проекта уже в 2007 году руководство компании смогло на основе информации, аккумулируемой в КИС, принимать взвешенные и своевременные управленческие решения. Причем информация эта всегда актуальна и непротиворечива, а все отчеты формируются практически в реальном времени.
До сих пор существует миф, что ПО SAP — это миллионы евро. Это не так. Но миф живуч, и очень многим отечественным предприятиям страшно начинать такой проект. Мы считаем, что в наших конкретных условиях выбор был оптимальным. В пользу программных продуктов SAP говорит и высокое качество поддержки, в том числе со стороны «SAP СНГ».
Кроме того, рынок достаточно насыщен специалистами по системам SAP, чтобы без труда найти их. Например, нам удалось привлечь к работе над проектом идеального с нашей точки зрения менеджера. В проектную команду мы старались находить экспертов молодых, незашоренных и активных. Такие люди возглавили все ключевые функциональные блоки нашей компании: логистику, сбыт, финансы, производство и, конечно, бухгалтерию.
Кстати, еще один миф: многие до сих пор считают, что отечественные бухгалтеры с трудом воспринимают западные системы. В нашем случае все было воспринято разумно и довольно легко. Главный бухгалтер сыграла очень большую роль в проекте, причем несмотря на то, что до этого она работала только с российскими системами бухучета. Так что «российская специфика» — это миф, созданный теми, кто сам никогда не участвовал в подобных проектах.
Какие особенные черты проекта вы можете отметить?
Главная особенность — это запуск системы на еще строящемся производстве. Такая стратегия изначально была выбрана руководством «Аква Вижион» и связана прежде всего с ориентацией на западные стандарты ведения бизнеса. То есть мы стремились запускать процессы в системе SAP синхронно со стартом реальных бизнес-процессов в компании. И это получилось.
Отличало наш проект и то, что нам не пришлось тратить время на реинжиниринг бизнес-процессов, потому что мы не имели «багажа» в виде компании, работающей со своими унаследованными разнородными приложениями. Работали с чистого листа, придерживаясь стратегической линии — по максимуму использовать стандартный функционал системы SAP и как можно менее прибегать к собственным доработкам. И нам удалось этого добиться: мы используем только стандартные процессы системы, сами дорабатывали лишь некоторые выходные формы для российской отчетности.
Производство на нашем предприятии c технологической точки зрения уникальное — например, холодный розлив. Но если рассматривать его с точки зрения бизнес-процессов, то всё стандартно, поэтому и проблем при внедрении стандартного функционала системы SAP не возникло. Тем более, что внедрялось отраслевое решение, разработанное специально для предприятий, производящих напитки. В частности, для автоматизации управления производством мы используем «позаказный производственный модуль», что для данного варианта системы является типовым функционалом. Плюсы такой стратегии мы ощутили уже в 2007 году, когда проект был завершен.
Кроме того, в ходе внедрения нам удалось решить еще одну задачу — оптимизировать бюджет проекта, в частности, за счет формирования собственного коллектива консультантов. Мы создавали внутреннюю команду консультантов таким образом: взяли двух-трёх человек с хорошим экспертным опытом в реализации решений SAP, остальные члены команды — стажеры. Это молодые люди 20—25 лет, имеющие кое-какой опыт работы с другими информационными системами, но не знающие решений SAP. Они учились сразу во время проекта. Каждый работал в своей функциональной группе, состоявшей из бизнес-эксперта и внешнего консультанта, который отвечал за свой функциональный модуль. Такой метод оказался хорош тем, что стажеры быстро осваивали и систему, и процессы, учились взаимодействовать с бизнес-пользователями.
С какими проблемами вам пришлось столкнуться в процессе внедрения?
Одна из главных сложностей — «человеческий фактор». Дело в том, что мы принципиально добивались того, чтобы вся информация попадала в систему в тот момент и на том участке, где и когда она возникает. То есть не должно было быть так, что, например, склад производит перемещение материалов, передачу сырья на производство, отгрузки готовой продукции, а в конце смены сотрудники несут бумажки в бухгалтерию для осуществления всех проводок в системе. Автоматизированные рабочие места мы организовывали на всех участках.
В результате нам трудно было побороть нежелание конечных пользователей своевременно вводить информацию в систему, особенно тех, кто никогда не имел дела с корпоративными информационными системами. Многие воспринимали наше требование так, как будто их нагружают чужой бухгалтерской работой. «Не мучайте меня этим», — просили они. Это была большая проблема! И мы прилагали очень много усилий, чтобы внедрение системы укладывалось в согласованные сроки параллельно со строительством. Перед стартом основного бизнеса у нас должно было быть все готово, в том числе обучены пользователи.
В какой-то степени забавной проблемой можно счесть ожидания руководителей разных уровней. Так, некоторые воспринимали систему SAP как искусственный интеллект — вроде как в неё достаточно ввести данные, потом нажать «большую зеленую кнопку», и система выдаст необходимое решение. У нас бывали такие случаи при анализе информации: руководитель видит на экране компьютера какие-то коэффициенты, но, не понимая их значения, спрашивает сотрудников ИТ-подразделения, что же эти цифры означают и что с ними делать дальше. И нам приходилось объяснять, что система ничего за него не сделает, — нужно самому анализировать и принимать решение. Приходилось выполнять и такие не свойственные для ИТ функции, как разработка для компании некоторых политик по управленческому учету.
Ваш рынок достаточно динамичный. В связи с поглощением «Аква Вижион» компанией Coca-Cola HBC вам пришлось пересмотреть свою ИТ-стратегию?
Да. Например, в развитие корпоративной информационной системы мы планировали и даже начинали в 2007 году проекты по внедрению решений SAP BW и CRM вместе с функционалом по организации мобильных продаж. Но после поглощения стратегические планы стали другими. Сейчас у нас идет не развитие информационной системы, а интеграционный проект по минимизации разницы между стандартами, политиками и процессами, реализованными в нашей компании, и теми, что действуют в Coca-Cola. Все это приходится выравнивать, и стратегически это понятно. В Coca-Cola тоже работает корпоративная система на базе решений SAP, хотя по объему функционала она несколько уступает той, что установлена у нас. С точки зрения владельцев компании, которая работает в десятках стран, конечно, более эффективно иметь единую корпоративную систему, и в конечном итоге всё к этому придет.
Параллельно «Аква Вижион» по-прежнему работает как самостоятельная бизнес-единица, бренд «botaniQ» продолжает развиваться и отвоевывать новые позиции на рынке. Новым руководством уже поставлены серьезные задачи, намеченные на 2008 год, и роль ИТ — помогать в их решении.