Оптимизация логистики компании Nestle на российском рынке затрагивает широкий спектр взаимосвязанных задач — от предсказания спроса до планирования производства. К тому же, оказывается, и здесь не обойти пресловутую проблему российской специфики. Об этом мы беседуем с руководителем отдела информационных систем и технологий ООО «Нестле Россия» Олегом Капитуловым.
Intelligent Enterprise: Для начала хотелось бы узнать, что вы вкладываете в понятие логистического цикла.
Олег
Капитулов: Прежде чем доставить готовый товар в ту или иную точку розничных
продаж, его надо произвести, а прежде чем производить, надо знать спрос на него.
И все связанные с этой деятельностью процессы можно смело включать в логистический
цикл компании Nestle. Начинается всё, естественно, с планирования спроса, или,
в контексте нашей деятельности, с выяснения того, сколько какой продукции и
в каком регионе мы сможем продать в среднесрочной перспективе. Затем уже отрабатываются
более детальные механизмы планирования поставок в наши дистрибуционные центры.
Этот план на ежемесячных совещаниях согласовывают между собой планёры, маркетологи,
sales и финансовый отделы, принимая конкретные цифры, которые только после
этого заносятся в информационную систему. Здесь учитываются и возможности складов
по хранению продукции, и принимается во внимание временной фактор, связанный
с производством конкретного товара и его доставкой в конкретный дистрибуционный
центр так, чтобы удовлетворить спрос потребителя к необходимой дате. Для решения
соответствующих задач используются процессы DSP (Demand Supply Planning). Далее
речь идет о производстве. Надо составить долгосрочный план производственного
заказа по видам продукции, после чего, опятьтаки опускаясь ниже, более детально
заниматься вопросами поставки на фабрики нужных компонентов в необходимом объеме
и в определенный срок. Отдельно можно выделить построение стратегии закупок
сырья и упаковки, что в нашем случае и составляет полный цикл планирования.
Резюмируя сказанное, подчеркну, что и в организации самой логистики, и в автоматизации
этого процесса наиболее существенную проблему для нас представляет планирование,
которое прежде всего касается двух очень тесно сопряженных направлений — производства
и дистрибуции. Планирование у нас осуществляется в пределах полуторагодового
горизонта, но получаемые цифры непрерывно уточняются. При этом на уровне сменных
заданий в компании составляются производственные расписания.
Объектов планирования тоже хватает. В России у Nestle насчитывается порядка девяти производственных предприятий, примерно восемь дистрибуционных и двенадцать буферных складов, которые мы пытаемся располагать вблизи наших производственных фабрик. Есть также региональные склады партнеров, на которых постоянно должна быть представлена вся гамма продукции компании Nestle. Поэтому в контексте логистических задач речь, разумеется, идет и об оптимизации перераспределения ассортимента продукции в системе складов.
Раз мы заговорили о планировании, хотелось бы уточнить смысл этого термина. Еще несколько лет назад в связи с задачами производства и дистрибуции назывались главным образом стандарты MRP и DRP (Distribution Resource Planning). Сейчас, не в последнюю очередь благодаря попыткам решить задачи оптимизации цепочки поставок, содержание термина «планирование» существенно расширилось. При этом стали активнее заниматься прогнозированием, которое, по сути, стоит рядом.
Методику, заложенную в DSP, мы, как я уже сказал, активно используем. В отношении производственных задач составляем долгосрочный мастерплан — MPS (Master Production Schedule), а при планировании поставки сырья или упаковки применяем упомянутый вами MRP. Здесь, можно сказать, у нас основные проблемы решены. Вопросы возникают, когда мы ставим задачу планирования спроса и формирования на основе полученных данных единой модели закупок, производства и дистрибуции. Тут всё значительно сложней. Остановлюсь на довольно интересной теме прогнозирования спроса. В Nestle, естественно, ведётся история продаж, формируемая по факту. Если проанализировать эту историю, то в ней присутствует влияние неких мероприятий, без которых кривая продаж была бы несколько иной. Я имею в виду рекламные кампании, действия конкурентов и прочие акции, локально влияющие на продажи. Эти акции можно выделить, сформировав таким образом некую «очищенную» историю продаж. На её основании мы формируем базовый план спроса. По прошествии какогото времени на спрогнозированные продажи опятьтаки могут накладываться возмущения вследствие всевозможных маркетинговых акций, уже относящихся к будущей нашей деятельности, которые, разумеется, также нами планируются, в частности, в CRMсистеме. Для этого могут использоваться различные статистические модели. Деятельность эта не простая и в значительной мере творческая, поэтому результаты её не получаются одномоментно. Но качество этих результатов у нас постоянно улучшается.
Следующий момент связан с исходными данными для прогнозирования спроса. Как
я уже сказал, мы берем за основу историю продаж за прошедший период, тогда как
правильнее было бы смотреть не на поставки дистрибьюторам, а на товары, которые
раскупаются конечными потребителями в сети розничных продаж. Мы это понимаем
и уже сегодня ведем пилотные проекты, предполагающие «правильные» механизмы
формирования исходных данных для прогнозирования спроса.
Иными словами, в области построения сквозной модели поддержки логистического
цикла проблемы есть, хотя мы их конечно же решаем.
Что вы можете сказать об информационных системах, которые поддерживают все эти бизнеспроцессы?
Основу информационной поддержки у нас составляют решения компании SAP. Хочу особо подчеркнуть, что я имею в виду не только систему R/3, но и другие продукты этого разработчика. Несомненно, SAP R/3 является краеугольным камнем ИТподдержки в таких областях, как финансы, контроллинг и логистические процессы. Что же касается автоматизации планирования спроса, о котором я говорил выше, а также тесной взаимоувязки его результатов с планированием сети поставок и отчасти с производственным планированием и стратегией закупок, то здесь в значительной степени используется отдельный модуль SAP — APO (Advanced Planner and Optimizer), который не является составной частью в R/3. Его функционал предоставляет нам еще много резервов на перспективу, однако даже он не покрывает всех наших задач в полной мере. Это касается, например, возможностей планирования по статистике реальных розничных продаж, o которых я говорил выше.
Из других продуктов, не являющихся частью R/3, мы используем SAP BW, где хранятся истории продаж, необходимые нам для отчетов.
Если же говорить о решениях, не являющихся продуктами компании SAP, то в контексте обсуждаемой нами темы могу упомянуть систему автоматизации складского учета на физическом уровне. Это российская разработка.
Говоря о прогнозировании спроса, вы упомянули интересный аспект, связанный с учетом неких флуктуаций активности продаж, которые могут быть вызваны разного рода сопутствующими факторами. На самом деле должны, наверное, существовать и другие, быть может, даже более скрытые или трудно прогнозируемые факторы функционирования логистической цепи, работа с которыми могла бы скорее всего потребовать усовершенствованных методов ИТподдержки. Что вы могли бы сказать по этому поводу?
Действительно, факторов влияния здесь вполне достаточно. Часть из них может быть обусловлена особенностями местного рынка. Целый ряд важных компонентов нашей продукции мы не производим в России, а импортируем изза рубежа. Они, что хорошо известно, могут застрять на таможне. Немаловажно и то, что стандарты качества на некоторые компоненты, используемые для производства пищевой продукции у нас в стране, значительно жестче, чем в Европе. Все это потенциально создает определенные проблемы на пути движения товара от производственного сырья к столу конечного потребителя, и соответственно эти проблемы не чужды и нам — сотрудникам, занимающимся ИТподдержкой. Мы стараемся учитывать эти факторы при планировании поставок, но, увы, существуют и другие местные особенности. Западный рынок гораздо компактнее в отношении географических схем движения товара, у нас же грузовики могут простаивать изза неблагоприятных погодных условий, что, кстати, и случилось в прошлом году под Новороссийском, когда был закрыт перевал изза обильно выпавшего снега. Более того, у западного потребителя значительно более устойчивые вкусы. У нас же многие продукты до сих пор оказываются в новинку, спрос на них импульсивен, он, в свою очередь, может влиять на потребление смежных товаров, и таким образом создается довольно сложная картина. В итоге, например, спрос на всем известную продукцию, выпускаемую нами под торговой маркой Maggi, в течение длительного времени подвергается случайным колебаниям, предсказать которые довольно сложно.
И что же делать в такой ситуации? Наращивать мощь и качество информационной поддержки или выбрать какойто другой путь?
ИТподдержка, конечно же, может прийти на помощь и в этой ситуации. По крайней мере это касается обеспечения гибкой реакции производства на изменяющийся спрос. Если же говорить о способности ИТсистем справляться с только что упомянутой мною проблемой случайных колебаний спроса, то тут я не стал бы переоценивать их функционал, каким бы мощным он ни был. Соответственно не стал бы недооценивать роль квалифицированного персонала компании. В продолжение разговора о прогнозировании спроса было бы полезно подчеркнуть, что в работу по анализу и утверждению соответствующих цифр вовлечено несколько категорий сотрудников — маркетологи, специалисты по продажам, финансисты, а также эксперты в области планирования — планеры. И от решений, принятых на встречах с участием этих специалистов, зависит, сколько продукции и какого ассортимента будет произведено. Немаловажную роль здесь играют планеры: скажу, что прежде чем стать высококвалифицированным специалистом в этой области, надо активно поработать в этом направлении по крайней мере дватри года, причем специализируясь на какойто определенной группе продуктов — кофе, шоколаде или, скажем, кулинарии. Так или иначе, эти люди глубоко знают производственные возможности фабрик, процессы, связанные с поставками сырья и упаковки, примерные сезонные колебания спроса, маршруты и возможные схемы транспортировки и еще массу факторов, являющихся ключевыми для логистики. Они могут связаться напрямую с руководителем производственного предприятия и попросить его внести те или иные коррективы в план выпуска продукции. И тот должен учесть эти рекомендации в производственной работе своей фабрики.