При переезде в новый офис юристы решили отказаться от телефонной проводки. Рассказывает Виктор Конкин, директор ИТ-департамента московского офиса адвокатской фирмы Baker & McKenzie.

Baker & McKenzie (www.bakernet.com) - одна из самых больших международных адвокатских контор, она насчитывает около 60 офисов по всему миру. Штаб-квартира конторы расположена в Чикаго, самые большие офисы находятся в Гонконге и Лондоне (более тысячи человек). В СНГ у Baker & McKenzie открыты отделения в пяти городах; в московском офисе, самом крупном в СНГ, работает около 150 человек, в Киеве, Санкт-Петербурге, Алма-Ате и Баку офисы поменьше (от 15 до 50 сотрудников).
Московский офис работает с 1989 года - Baker & McKenzie была одной из первых западных адвокатских фирм, которые пришли в Россию еще в советские времена. Фирма занимается юридическими вопросами в области интеллектуальной собственности, недвижимости, банковского дела и т. д.
Все офисы очень тесно интегрированы через корпоративную сеть VPN, каналы связи для которой предоставляет корпорация Equant в рамках глобального контракта.


В московском офисе сначала стояла станция Alcatel, потом была Definity, и вот полтора года назад установили Cisco CallManager. Основной причиной замены Definity был переезд в новое здание в июне 2002 г. Старая система Definity (1996 года выпуска) работала нормально, и новой телефонией мы занялись не потому, что традиционная оказалась плохой, а потому, что были исчерпаны возможности наших старых станций. В компьютерной сети у нас работает около 140 рабочих станций, есть еще ноутбуки.

Единая сеть

При использовании обычной телефонии вы фактически устанавливаете в офисе две сети, хотя каналы и короба одни и те же. Когда офис расширяется, приходится наращивать и ту и другую. С компьютерной сетью это просто: вы прокладываете один кабель к новому рабочему месту, на нашем жаргоне "пробрасываете один шнурок". А для телефонной сети надо и провода подключить, и в кроссовую комнату сбегать, и АТС настроить. Если надо поставить два дополнительных рабочих места, то в случае сети можно поставить один маленький концентратор или коммутатор, с обычной телефонией так нельзя: надо обязательно прокладывать оба канала, "тащить все линки". Поэтому, объединив компьютерную и телефонную сеть, мы упростили и значительно сократили расходы на последующие расширения.

Новое решение дало в наше распоряжение еще одну удобную функцию под названием софт-фон (softphone) - это программная реализация телефона на компьютере. В сети под управлением CallManager для работы компьютера в качестве телефона достаточно на нем иметь звуковую плату, микрофон и динамик (чем, как правило, оснащен практически любой ноутбук), для большего удобства можно использовать специальную телефонную гарнитуру. Когда я езжу в командировки по нашим офисам, то, например, включая свой ноутбук в корпоративную компьютерную сеть в Лондоне или Петербурге, я виртуально попадаю на свое рабочее место в Москве и отвечаю на телефонные звонки точно так же, как и из московского офиса.

Цена вопроса

Как ни странно, "на круг" оснащение нового офиса получилось не дороже, чем если бы мы прокладывали отдельно компьютерную и телефонную сеть. Во-первых, понадобилось намного меньше портов (а один хороший порт стоит примерно 100 долл.). Во-вторых, до переезда наш офис долго "сидел" на одном месте, постепенно расширялся, сеть росла и становилась несколько аморфной. И ее тоже хотелось модернизировать. В результате установка Ethernet-телефонии оказалась не дороже, чем если бы мы устанавливали отдельно телефонную и отдельно - компьютерную сеть. А с учетом новых возможностей мы, пожалуй, даже и выиграли.

В нашем ИТ-департаменте один сотрудник следит за всем IP-телефонным хозяйством Cisco. Времени у него это отнимает немного, и он больше работает как компьютерный системный администратор. Провода он практически не трогает - иногда, конечно, переключает что-то на коммутационных панелях, но потребности в том, чтобы обмотаться проводами и полезть куда-то, не возникает. Не нужно тащить никуда толстые кучи проводов, не нужно стенки ломать.

Учет и контроль

Как я уже говорил, для нас очень важно, чтобы звонок не потерялся и был правильно учтен. Поэтому используется довольно сложная система обслуживания звонков. Прежде всего у нас есть диспетчерская, которая принимает входные звонки. Если звонок в офис по какой-либо причине оказывается непринятым, такой случай становится предметом служебного разбирательства. Когда звонок принят и диспетчерская знает, как с ним поступить, он отправляется, как правило, соответствующему секретарю, адвокату или в другие службы.
Когда адвокат сам звонит куда-то, это обычно бывает связано с обслуживанием клиента. Адвокаты звонят много, и мы платим за телефонные звонки нашим операторам значительные суммы. Поэтому важно, чтобы звонки по делам клиентов правильно учитывались и чтобы этот процесс был как можно более автоматизированным, поскольку потом их нужно вставить в счет, который выставляется клиенту. Если это делать вручную, нам бы понадобилось несколько человек, которые непрерывно этим занимались.
Учет и обработка данных обо всех звонках - задача нашей корпоративной телефонной системы, и эта задача была решена в свое время на базе станции Alcatel, потом на Definity, а теперь на Cisco CallManager, только теперь она решена лучше.

На Definity, например, чтобы позвонить клиенту, надо было ввести некоторое число, которое соответствовало коду клиента. Станция, которая была у нас, принципиально не умела проверять этот код (возможно, сейчас у Avaya появились такие возможности, но тогда этого сделать было нельзя). Поэтому можно было запросто ошибиться, а для станции это было все равно. Звонки делятся на три категории - клиентские (оплачиваются клиентом), административные (их оплачивает офис) и персональные (оплачивает сам сотрудник). Перед номером надо набрать код из семи цифр, по которому звонок квалифицируется. Естественно, набирать эти семь цифр вручную неудобно, и в случае IP-телефонов Cisco выбор вариантов происходит на его экране из "живой" БД клиентов, реализованной на Microsoft SQL Server.

Когда выполняются персональные и административные звонки, выбор абонента производится из других баз данных. Есть нераспределенные звонки: теоретически я могу набрать девятку, выйти в город, набрать международный и междугородний код и т. д. Но если я это сделаю, то завтра получу сообщение с требованием отчитаться за такой звонок. Это происходит автоматически. Естественно, все настраивается, и можно ограничить доступ кого угодно и куда угодно. И во всех серьезных адвокатских конторах тем или иным образом налажен учет телефонных звонков.

IP-телефоны у нас стоят только на рабочих местах; кроме того, еще есть некоторое количество старых аналоговых телефонов и факсов, с которых тоже можно позвонить, набрав вручную требуемый семизначный код. Чтобы этот код получить, если рядом нет свободного IP-телефона, можно воспользоваться специальной программой.

Еще у нас установлена система голосовой почты, но ею мало пользуются, никто не любит разговаривать с "железными женщинами". С реальными секретаршами люди общаются охотнее, но, к сожалению, живые люди болеют, отлучаются, обедают, и т. п. Поэтому они разбиты на некие группы-кластеры. Если звонок идет секретарше, а она в данный момент отсутствует, то от нее он идет к другой секретарше из того же кластера, и так далее. Если все отсутствуют, звонок возвращается в рецепцию.
Но ни один звонок ни в коем случае не должен быть потерян!