В начале текущего года на базе концерна "Силовые машины" три крупных производственных предприятия объединились в одно юридическое лицо. Тем мне менее проекты по внедрению R/3 на всех трех заводах продолжают развиваться как независимые. Такую конфигурацию ИТ-поддержки бизнеса руководители, отвечающие за стратегию автоматизации, по-прежнему рассматривают как наиболее прогрессивную. Вместе с тем, она, равно как и некоторые другие особенности деятельности данных предприятий, диктуют необходимость активного использования практически всего спектра технологий информационной интеграции. О реальных преимуществах и перспективах соответствующих направлений корпоративной автоматизации мы беседуем с Сергеем Малаховым, руководителем центра информационных систем ОАО "Силовые машины" и Александром Никитиным, начальником управления информационных технологий ОАО "Силовые машины".
Intelligent Enterprise: У концерна "Силовые машины" богатая история. Не могли бы вы кратко обозначить те вехи, которые в наибольшей степени имели отношение к формированию политики комплексной автоматизации бизнеса, так или иначе повлияв на ее нынешнее состояние?
Александр Никитин: В таком случае стоит, наверное, вспомнить времена, предшествующие 2000 году, когда предприятия, составляющие в настоящее время единое юридическое лицо, не были объединены даже в рамках холдинга. Тогда заводы, как говорится, лежали на боку. Говорить о политике автоматизации бизнес-задач не приходилось вовсе. Хотя и тогда у этих предприятий существовали определенные и, как правило, самостоятельные наработки в области информатизации.
В 2000 году из нескольких производственных и одной сбытовой компании образовался холдинг "Силовые машины". Впоследствии к этому альянсу добавилась проектная организация. Таким образом, сформировалась структура, способная предоставлять комплекс услуг по проектированию, изготовлению, монтажу и сервисному обслуживанию сложного энергетического оборудования. С января этого года три предприятия холдинга - "Ленинградский металлический завод" (ЛМЗ), "Завод турбинных лопаток" (ЗТЛ) и "Электросила" - и сбытовая компания объединены в одно юридическое лицо.
Сергей Малахов: После образования холдинга стало ясно, что на заводах нужны решения по автоматизации очень сложных позаказных производств, которые к тому же могли бы в дальнейшем консолидироваться для формирования ИТ-поддержки по всему жизненному циклу заказа - от проектирования до сервисного обслуживания. Вместе с тем отдельные предприятия, производящие составные части энергоустановки (будь то турбины, генераторы или лопатки), обладают ярко выраженной спецификой производственного процесса. В итоге на ЛМЗ, "Электросиле" и ЗТЛ с 2001 года мы развиваем отдельные проекты по внедрению SAP R/3. Сохраняется такая ситуация и сейчас, в условиях существования единого юридического лица. От смены формального статуса проекты не слились и не могли слиться в некое "объединенное" внедрение R/3. Это по-прежнему три отдельных внедрения, находящихся в промышленной эксплуатации.
Нельзя ли в таком случае чуть более подробно остановиться на том, что представляет собой информационная система концерна. Вкладывается ли какое-то содержание в понятие "единая ИС предприятия"?
С. М.: Естественно, вопросы управленческого учета, планирования производства, логистики, организации продаж, а также многие другие решаются на разных заводах по-разному. И по сути, и в части реализации в R/3. В результате реорганизации, прошедшей в начале года, здесь не могло и не должно было быть все унифицировано. Более того, мы в настоящее время не имеем унифицированных справочников и классификаторов по всем трем заводам. Но могу уверенно сказать, что, "поднимая" три фактически независимых проекта, мы по-прежнему выигрываем в качестве информационной поддержки бизнес-процессов. Несколько проигрываем, правда, в реализации единого интегрированного решения, а эта задача также важна.
Но тут тоже можно смотреть в будущее с оптимизмом. Как раз в тот момент, когда ERP-системы на заводах начали эксплуатироваться в промышленном режиме, произошло еще одно важное событие. На рынке появилось решение SAP NetWeaver. Это средство интересно для нас как портальное решение, но не только. С его помощью мы успешно продвигаемся по пути управления распределенными данными, управления изменениями. Это важные моменты, характеризующие применение независимо функционирующих ERP-систем в условиях тесно интегрированного бизнеса и единого руководства.
Мы часто обсуждаем вопросы выбора ERP-систем под специфику конкретного бизнеса, и практически никогда данный вопрос не распространяется на инфраструктурные программные решения. А ведь NetWeaver относится именно к данной категории ПО.
С.М.: Да, действительно, при всем том, что подобные решения взаимозаменяемы в отношении целого ряда важных функций, существуют и различия, особенно заметные, когда глубоко анализируешь возможность решения конкретных бизнес-задач. Когда мы, например, изучили ряд материалов, посвященных совместному использованию таких продуктов, как IBM WebSphere и SAP NetWeaver, мы поняли, что это комплементарные решения. Но работая, например, с WebSphere, мне было бы гораздо труднее "объяснить" ей разницу между двумя понятиями системы R/3 - "производственный заказ" и "внутренний заказ". Эту задачу гораздо легче решить, работая с инфраструктурным ПО, сфокусированным на решениях SAP. То же самое можно сказать об удаленном управлении объектами системы R/3. Ведь одно качество решения мы получаем, если генерируются SMS-сообщения о пропаже груза, и совсем другое - если этот груз постоянно виден в информационной системе.
В то же время в составе WebSphere присутствует очень мощный функционал портального решения, который также чрезвычайно интересен для нас. Впрочем, все это лишь частные примеры, демонстрирующие реальные различия инфраструктурных решений. В сравнении упомянутых продуктов может быть еще масса нюансов, не говоря уже о другом ПО данной категории, представленном на рынке.
Продукты, о которых мы говорим, подаются как инструменты интеграции. Какие конкретные задачи в области интеграции приложений вы решаете?
А.Н.: Понятие интеграция очень многогранно. Если речь идет о комплексной ИТ-поддержке сложного бизнеса, то действительно, всегда надо четко иметь в виду, о чем в конкретном случае идет речь. Также очень аккуратно следует обращаться и с понятием "программный продукт для интеграции приложений". Поэтому давайте начнем с самой общей классификации подобных задач.
Наверное, я не открою новых истин, если скажу, что есть интеграция бизнеса, есть интеграция приложений и есть интеграция данных. Все это в конечном итоге осуществляется в интересах бизнеса, и, развивая ИС на наших предприятиях, мы так или иначе касаемся всех трех проблем. Из этого и надо исходить.
Я уже сказал, что в числе самых приоритетных направлений у нас стоит управление основными данными и управление изменениями. Безусловно, решаются и классические транзакционные задачи интеграции, поскольку на предприятиях работают не только системы R/3. Производственная логистика, например, у нас на многих участках реализована на базе решения Lipro, и мы интегрируем это решение с SAP. У нас имеются собственные разработки, призванные связать функционал R/3 с конструкторской документацией. Последняя во многом является для нас основой бизнеса. В концерне есть заводские КБ, проектные институты, существуют также КБ наших субподрядчиков и проектные организации заказчика.
С.М.: Кроме того, не стоит замыкать вопрос интеграции на возможности производить некие стандартные транзакции (в области, скажем, закупок или сбыта), при использовании функционала двух или более различных систем. Ведь конечная цель нашего бизнеса - это строительство электростанции, которое длится несколько лет. Наша продукция в выполненном заказе (то есть в сданной в эксплуатацию электростанции), наверное, основная, но не единственная. Есть капитальные сооружения, системы отопления, безопасности и т. д. И здесь также возникают вопросы интеграции. Отдельный вопрос - строительство атомных электростанций. Это отрасль с одной из самых жестких систем стандартизации. Здесь существуют целые тома документации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), следовать которым в нашем производственном процессе обязательно. И это имеет прямое отношение к направлениям развития информационных технологий. Например, я считаю, что выполнение спецификаций МАГАТЭ в принципе было бы невозможно без использования современных информационных технологий, в частности без корпоративных порталов. То же самое можно сказать о специфике нашей работы с конструкторской документацией, согласование которой по всей цепочке КБ и проектных подразделений представляет собой самостоятельную задачу. Территориально-распределенная структура ИТ-поддержки согласования конструкторской и технологической документации во многом может быть реализована также через портальное решение.
А.Н.: Да, исходя из специфики нашей работы, нам приходится участвовать в межправительственных контрактах. А это значит, что мы в удаленном режиме должны быть готовы выкладывать достоверные данные о ходе выполнения сетевого графика работ не только для субподрядчиков, но и для высокопоставленных государственных чиновников с обеих сторон.
Но средства для решения вышеприведенных задач традиционно относят к категории решений для совместной работы, а не к категории интеграции приложений…
С.М.: Все, о чем мы сейчас говорим, напрямую относится к задачам интеграции. Пусть в данном случае задачи выходят за рамки интеграции в виде неких стандартных бизнес-операций, а носят, если можно так выразиться, "коллаборативный" характер, это все равно интеграция в чистом виде. Что же касается инструментов решения, то к этому вопросу, еще раз повторюсь, надо подходить индивидуально. И те инфраструктурные решения, о которых мы говорили выше, призваны сыграть важную роль. Особенно в "коллаборативной" интеграции, когда разноформатные данные надо специфически агрегировать и предоставлять определенным сотрудникам в определенное время. Играют они ее и сейчас, в решении задачи доставки руководству сводной оперативной информации по всем предприятиям.
Однако, на мой взгляд, не стоит относиться к ним как к интеграционным платформам, на базе которых следует связывать друг с другом решительно все данные и все приложения. Системы SAP и Lipro, например, мы интегрируем напрямую. ПО, связывающее SAP c с конструкторской документацией, как уже было сказано, создано внутри компании. Данные программ прочностных и газодинамических расчетов, которые можно было бы отнести к классу так называемых унаследованных систем, мы в настоящее время вообще не видим смысла связывать в единую корпоративную систему. Хотя, должен признаться, что в принципе для интеграции подобного рода весьма перспективно использование Web-сервисов.
У нас потенциал этой технологии пока остается почти нереализованным. А ведь в России, в условиях существования крупных территориально распределенных структур, их использование мне представляется особенно перспективным. И вот здесь как раз системы, подобные NetWeaver или WebSphere, могут оказаться очень востребованными. Иными словами, вопрос выбора технологического инструментария интеграции очень индивидуален. И он не перестал быть таковым после появления на рынке продуктов, продвигаемых поставщиками в значительной мере как интеграционные платформы.
В ходе разговора мы часто касались темы работы с конструкторской документацией, ее согласования на различных стадиях производственного процесса. Используются ли на "Силовых машинах" решения класса PLM?
А.Н.: Это направление мы будем активно развивать на предприятии в ближайшем будущем. Определенные элементы технологии у нас, естественно, уже реализованы. Идут своего рода "точечные" интеграционные процессы. Но, по большому счету, CAD/CAM/PLM - это специализированное ПО, развитие которого целесообразно выделять в отдельное направление. К тому же оно не развивается как чисто технологическое, а тесно связано с бизнес-процессами. Поэтому необходимо сначала четко выстроить эти процессы "на бумаге". Сегодня же у нас накоплено огромное количество информации, и частью ее до сих пор не имеет возможности пользоваться топ-менеджмент. Большая часть сил уходит на то, чтобы "вытащить" эти ИТ-ресурсы наверх, и это для нас первоочередная задача.
Классифицируя проблемы интеграции, вы явно выделили процессы интеграции бизнеса, которые происходят на любом предприятии холдингового типа. Как информационные технологии влияют на эти процессы?
С.М.: Очевидно ,что процесс интеграции информационных систем многогранен и может быть полезен в очень широком спектре бизнес-задач. Но хочу высказать в некотором смысле более сильный тезис. Уже было сказано, что после создания холдинга бизнес во многом строился заново. И сейчас, вспоминая проделанную работу по шагам вплоть до сегодняшнего дня, могу уверенно сказать, что наша информационная политика, наш курс на внедрение мощных ERP-систем на трех заводах явились не только инструментом для решения уже поставленных задач, но и одним из самых эффективных стимулов дальнейшей интеграции бизнеса как такового. Прежде всего, посредством унификации и стандартизации решений.
Приведу простой и вместе с тем, думается, интересный для многих пример, связанный с бухгалтерским учетом. Еще с момента создания холдинга руководство предпринимало чисто организационные усилия, стремясь сформировать для предприятий единый план счетов. Попытки эти долго не могли увенчаться успехом, хотя с формальной точки зрения задача была вроде бы несложной. План счетов - не более чем один из многочисленных классификаторов, используемых предприятием в своей работе. Я думаю, что задача эта была решена именно благодаря ИТ. Став единым юридическим лицом, нам, конечно, нельзя было работать по-другому. Но хочу подчеркнуть, что ИТ-решение ни в коем случае не было лишь новой формой организационного принуждения. Речь шла именно о новом подходе, реализованном посредством информационных технологий. Или, более конкретно, о создании и методологии использования таблицы соответствия для приведения к единому стандарту плана рабочих счетов, существующего на каждом предприятии.
За счет ИТ нам также удалось решить известную проблему прицеховых складов, то есть проблему учета материальных ресурсов, формально списанных в производство, но по каким-либо причинам запущенных в него не полностью. Формально "натянув" на существующие бизнес-процессы автоматизацию, мы бы никуда не продвинулись. Но автоматизация создала предпосылки для того, чтобы детально высветить эту проблему в масштабах всего бизнеса и, разобравшись в ней, выработать некий стандарт решения. Опять-таки в масштабах предприятия и не без помощи информационных технологий.
Информационные технологии действительно служат одним из способов интеграции бизнеса. От себя могу добавить, что ситуация эта не уникальна именно для "Силовых машин". Мне уже приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. Впрочем, никогда не приходилось оставаться без активной поддержки руководства, без его доверия коллективу специалистов, непосредственно занимающихся вопросами автоматизации, без соблюдения деловой этики в этом вопросе. Мы очень благодарны за все это директорам ЗТЛ и "Электросилы" Александру Петровичу Балашову и Равилю Алимджановичу Урусову, без поддержки которых не было бы ни успехов в нашем деле, ни поводов поделиться мыслями с вашим журналом.