О задачах информатизации, стоящих сегодня перед субъектами Российской Федерации, общих принципах построения информационной политики на уровне административных образований РФ, а также проблемах конкретного региона ведущий обозреватель Intelligent Enterprise Сергей Костяков беседует с заведующим отделом информатизации аппарата Правительства Ставропольского края Федором Барминым.
Intelligent Enterprise: Федор Викторович, прежде чем говорить о конкретных задачах информатизации, решаемых Правительством Ставропольского края, хотелось бы понять, как строится ваша работа.
Федор Бармин: Один из основополагающих ориентиров в работе — Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Ее появление упорядочило процесс информатизации государственных органов в стране, структурировало цели и задачи в области информатизации на различных уровнях управления. Теперь установлены рамочные стандарты реализации проектов. Однако это только предпосылка к тому, чтобы начать активно работать, творчески применяя положения данного документа к деятельности каждого конкретного региона.
Федор БарминРодился в 1963 году. В 1986 году закончил Высшее военное командное училище связи, в 1998 году — юридический факультет Дагестанского государственного университета. С 1996 по 1999 год проходил обучение в аспирантуре «Института социально-экономических исследований» ДНЦ РАН. Кандидат экономических наук. В настоящее время — заведующий отделом информатизации аппарата Правительства Ставропольского края. |
IE: Только ли этот документ имеет определяющее значение?
Ф. Б.: Мы целенаправленно изучали опыт работы по реализации ИТ-программ более чем в 30 субъектах РФ, запрашивая информацию относительно общих положений функционирования имеющихся там ИТ-подразделений, их штатной структуры, должностных инструкций, финансового обеспечения и т. д. С руководителями, отвечающими за развитие ИТ-направления в наиболее продвинутых, с моей точки зрения, регионах, таких, как Ханты-Мансийский АО — Югра, Татарстан, Карелия, Чувашия, Ярославская область и некоторые другие, я знаком лично, и мы общаемся, перенимая положительный опыт друг у друга. Информация о региональных ИТ-проектах постоянно обобщается и анализируется. Мы пытаемся не только перенять все лучшее, но и избежать ошибок, активно вовлекая в аналитический процесс представителей академической науки (ученых Ставропольского государственного университета и Северо-Кавказского технического университета).
В общегосударственных программах автоматизации во многих европейских государствах, развитых странах Азии приоритет отдается решению важных экономических задач, а также развитию общественно значимых процессов.
IE: Каковы ключевые аспекты в программе «Электронная Россия»?
Ф. Б.: «Электронная Россия» во главу угла ставит информатизацию государственного управления на различных ступенях системы властной вертикали — на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и уровне муниципалитета. Можно пытаться трактовать данный аспект как попытку отодвинуть на второй план общественную составляющую ИТ. Но ведь в то же время и общественная, и социальная, и экономическая ситуации в стране во многом зависят от эффективного функционирования государственного механизма.
IE: Получается, что эффективная работа государственного механизма — залог прогресса во всех сферах общественной жизни?
Ф. Б.: Повышение эффективности работы органов государственной власти, на мой взгляд, можно рассматривать в двух плоскостях. Первая — это эффективность работы внутри госаппарата: уменьшение количества государственных чиновников и повышение качества их труда, увеличение интеллектуальной активности госаппарата в целом. Решение этих задач достижимо при помощи ИТ. С другой стороны, эффективность — это возможность граждан быстро и в необходимом объеме получать любую услугу, предоставление которой предполагает активное взаимодействие с государственными структурами. Здесь ИТ также могут сыграть ключевую роль. Взаимодействие различных баз данных в масштабах региона или государства в целом позволит любому гражданину обратиться для получения услуги, разрешительного или справочного документа один раз в одну инстанцию, а не бегать по различным кабинетам.
Еще один принципиальный момент состоит в следующем. Чиновники сегодня в массе своей не думают об эффективности вложения средств в системы автоматизации. На то существуют объективные причины. Мы у себя в регионе оцениваем информационные проекты на эффективность вложения средств и возможность самоокупаемости, хотя это достаточно сложно. Эта задача поставлена губернатором Ставропольского края Александром Леонидовичем Черногоровым, и надо сказать, именно такая постановка вопроса как раз и позволяет решать проблемы более эффективно и экономически сбалансированно.
IE: А можно ли говорить о конкретных наработках, существующих у вас в регионе и способных проиллюстрировать на практике вышеприведенные тезисы?
Ф. Б.: Еще в 2001 году на втором форуме «Россия в электронном мире» губернатором Ставропольского края были озвучены тезисы, касающиеся построения системы управления ИТ-процессами в субъекте Федерации как средства обеспечения государственной политики. Дело в том, что ИТ-процесс, на наш взгляд, имеет две составляющие. Первая связана с деятельностью в области телекоммуникаций. Ее регулирование на федеральном уровне осуществляется прежде всего Федеральным законом «О связи». Вторая составляющая — это контент, или, иными словами, все, что связано с информационным содержанием развиваемых нами систем. То, что мы делаем в этой области, должно соответствовать закону «О средствах массовой информации». Плюс к этому существует «Доктрина информационной безопасности» и другие нормативные документы.
IE: Разве это не компетенция разных ведомств?
Ф. Б.: Да, инфокоммуникационную политику на федеральном уровне курируют два министерства: с одной стороны, Министерство по связи и информатизации, с другой — Министерство по делам печати и средств массовых коммуникаций. Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров предложил создать в субъекте РФ один орган исполнительной власти, занимающийся всеми вопросами ИТ, деятельность которого была бы направлена на управление процессами региональной информатизации (телекоммуникациями, контентом, безопасностью и т. д.) в соответствии с двумя упомянутыми федеральными законами и другими нормативными актами. При этом в министерстве возможно создание главных управлений по более узким ИТ-направлениям. Сейчас, идя по этому пути, мы учитываем опыт управления ИТ-отраслью, имеющийся в Татарстане, где сделан явный акцент на комплексность подхода к решению вопросов развития ИТ.
IE: Вы упомянули вопрос окупаемости…
Ф. Б.: В городе Ставрополе развивается интересный ИТ-проект, связанный с созданием единой системы диспетчерских служб. Он позволяет всем службам обеспечения жилищно-коммунального хозяйства более эффективно работать на уровне муниципального образования. Здесь, однако, сразу встают вопросы, связанные с адекватной квалификации оплатой труда ИТ-сотрудников. Имеются проблемы и с управлением, «интерес» со стороны муниципалитета, с одной стороны, а с другой — руководства субъекта Федерации. Муниципалитетами предприняты шаги по выделению структурного подразделения, занимающегося поддержкой работы диспетчерских служб, в коммерческую организацию, действующую под эгидой муниципалитета. Она, в свою очередь, может финансироваться не только муниципальным бюджетом, но и гражданами, пользующимися услугами системы диспетчерских служб. Иными словами, проект может стать самоокупаемым.
Отдельно поясню важную проблему, связанную с оплатой труда. Не секрет, что работа сотрудников, занимающих ключевые для развития ИТ должности (например, системный администратор), оплачиваются в государственных структурах совсем не так, как в коммерческих. Квалифицированный администратор, имеющий сертификаты Cisco, Oracle, Microsoft, уходит в коммерческую структуру или уезжает работать в Москву. Там зарплата может быть на порядок выше. Это объективная реальность, к которой следует относиться как к неизбежности. Можно эффективно развивать ИТ в государственном секторе, создавая стимулы за счет новых экономических форм работы, в том числе и путем создания внебюджетных структур. Если мы не будем этого делать, в проигрыше будут все: и государство, и население.
Можно говорить и о других инновациях в области экономических форм работы. Например, я крайне заинтересован в том, чтобы на территории Ставропольского края был авторизованный дилер по продаже техники Hewlett-Packard, которого, как мы специально выясняли, нет на территории всего Южного федерального округа. Коллеги могут удивиться: зачем мне это надо, ведь я же не бизнесмен? Но если продажи этой компании на территории края вырастут, то вырастут и отчисления в бюджет Ставропольского края, а я должен думать об этом тоже. Имея «местного» дилера, мы экономим на приобретении техники как минимум 10%. Более того, при проведении тендеров мы получим возможность отдать предпочтение местной компании в силу более низкой цены ее предложений. Оборот такого дилера вырастет, и это еще один плюс для края. Но существование прямых партнеров — это также вопрос наличия квалифицированных кадров, которые нам в Ставропольском крае очень нужны. Уверяю вас, работы им хватит, и мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы создать для них необходимые условия.
IE: Вы нуждаетесь в наличии «местных» дилеров, а как к этому относятся инвесторы?
Ф. Б.: Как только мы начинаем искать новые экономические формы работы, сразу чувствуем интерес со стороны ИТ-элиты. Недавно с участием нашего губернатора мы имели беседу с г-ном Хилмаром Лоренцем, генеральным директором HP в странах СНГ и директором Департамента корпоративных систем HP Россия, относительно перспектив уже упомянутого проекта создания единой системы диспетчерских служб. Г-н Лоренц выразил сильную заинтересованность. Надо признать, что позитивные примеры прямой деятельности столичных компаний на территории Южного федерального округа, а также развития партнерской сети уже имеются, хотя, конечно, наша нацеленность на эффективность и рентабельность ИТ-проектов требует большей инициативы с их стороны.
IE: Есть ли интересные предложения от деловых людей вашего же региона?
Ф. Б.: Конечно. Хотя могу честно признаться, что мы не всегда бываем осведомлены о их деятельности. Недавно я встречался с руководством компании «БАС», которая зарегистрирована в Пятигорске. Они рассказали мне о разработанном ими программном продукте — ПО «Хозяйство». Внедрен он в некоторых районах на уровне сельских администраций Ставропольского края, и в настоящее время компания ведет пилотные проекты в двух районах, как вы думаете, где? — в Астраханской области. Компания имеет несколько внедрений и в Краснодарском крае.
Безусловно, данные разработки не смогут заменить решения крупных поставщиков ПО. Но они очень интересны по другой причине. Сквозная цепочка информационной поддержки в любом регионе строится по схеме: сельская администрация, районная администрация, муниципальная администрация, администрация субъекта РФ, администрация федерального округа и, наконец, администрация Президента РФ. Если мы не будем иметь маленькую, но значимую составляющую на уровне сельских органов власти, то цепочка будет разорвана, а информация, уходящая на самый верх, будет неполной и недостоверной.
IE: Вы уже не раз упомянули важную проблему сохранения и привлечения кадров, делая, однако, акцент на деятельность ИТ-специалистов. Но без информационной культуры аппарата чиновников правительства, органов законодательной власти субъекта Федерации высокая квалификация лишь технического персонала вряд ли станет фактором, обеспечивающим движение вперед.
Ф. Б.: Безусловно. Могу сразу сказать, что как раз благодаря тщательному изучению опыта работы в субъектах РФ и обобщению результатов мы пришли к выводу о том, что необходима существенная модернизация управления ИТ-процессами на уровне субъектов Федерации, осуществляемая по единой модели, но с учетом особенностей каждого конкретного региона. И, естественно, для этого необходимы руководители нового типа. Зачастую ИТ-подразделения региональных министерств возглавляют специалисты АСУ, которые слабо разбираются в вопросах информационного контента. Либо это люди, имеющие представление о необходимой региону структуре информационных ресурсов, но не подготовленные в вопросах инжиниринга ИТ-систем. Есть еще важные проблемы политики информационной безопасности, прочие вопросы ИТ-инфраструктуры. Другими словами, ИТ-руководителям требуются комплексные знания.
Изучая, например, ситуацию в Ульяновской области, мы пришли к выводу, что в этом регионе с не самыми высокими доходами населения около 100 тыс. человек готовы хоть завтра оплатить стоимость установки телефона и начать им пользоваться, способствуя тем самым развитию телекоммуникационной инфраструктуры и принося доходы в бюджет области. Пока нашим ульяновским коллегам не удается обеспечить граждан требуемыми услугами — во многом опять-таки из-за «слабости» областного бюджета.
IE: Извините за такой вопрос, но Вам-то зачем эти сведения?
Ф. Б.: Наличие таких сведений чрезвычайно полезно. Они показывают, какую роль играет уровень потенциала телекоммуникации для жизни региона, дают данные для оценки конкретных перспектив развития телекоммуникаций применительно к Ставропольскому краю.
Вернемся к постулату о том, что для успешной деятельности по информатизации региона необходим не только грамотный руководитель. Важно также наличие информационной культуры всего аппарата государственных чиновников. Мы создали центр по переподготовке государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий. Центр этот пока единственный в России. Там читают лекции и проводят практические занятия преподаватели Ставропольского государственного университета, доктора и кандидаты наук. Обучение проходят все чиновники: от ведущего специалиста до заместителя министра Ставропольского края. По окончании сдают экзамены, пишут выпускную работу и после этого получают сертификат государственного образца. Процесс обучения идет на регулярной основе.
IE: Глобальные информационные задачи, как известно, решаются и на федеральном уровне, однако четко отследить тенденции здесь очень трудно. На уровне субъекта Федерации как более компактного образования цепочка цель — работа — результат в области ИТ-проектов выглядит куда более рельефно.
Ф. Б.: Во-первых, решение конкретных задач будет оптимальным тогда, когда уже проработаны общие принципы развития ИТ-процессов в регионе, о которых мы, собственно, и вели речь до сих пор: налажены обучение и работа с поставщиками решений, выделены наиболее перспективные экономические формы работы, изучен опыт других субъектов РФ, а также опыт передовых стран.
Изучая опыт, мы как раз и пришли к выводу, что действительно существуют специфические, характерные только для данной территории задачи. Пример — северный завоз. Для Челябинской области это производство и продажа металлопроката. Для Ставропольского края — это пшеница. Я считаю, что в пространстве ИТ речь прежде всего идет о взаимодействии государства и бизнеса на территории электронных торговых площадок, которые нам предстоит активно создавать.
IE: И что это даст мне, простому обывателю?
Ф. Б.: Это упорядочение процессов торговых взаимоотношений между производителями продукции, в нашем случае — прежде всего производителями зерна. Пока у нас масса зерна уходит по ценам ниже рыночных, потому что производители не знают, где и как его продать. На электронной торговой площадке и производитель, и потребитель обезличены, имеет смысл только предложение по цене. Очень важно, что формируется богатый ценовой ряд и широкая гамма предложений по качеству товара. Скорость заключения и исполнения сделок значительно возрастает, а следовательно, растет товарооборот. И в данном случае выигрывают все: товоропроизводитель, покупатель и государство, потому что количество посредников уменьшается на порядок. Я думаю, что перспектива обеспечения государственного заказа на электронных торговых площадках очень велика. Хотя нельзя не отметить, что необходимо понимание данного процесса, подготовка наших товаропроизводителей к новым технологиям. А здесь есть масса нюансов, адекватный учет которых также является предметом нашей работы.
IE: По нашим наблюдениям, необратимым процесс информатизации любого региона становится тогда, когда в него вовлекается население. Другими словами, когда практические выгоды начинают ощущаться не только на уровне отдельных предприятий региона, но и на уровне большинства его отдельных жителей.
Ф. Б.: Наверное, это справедливый вывод. Мы и к этой проблеме подходим с позиций достижения максимально возможной эффективности. Предварительно население региона условно было поделено на различные социальные группы: по шкале получаемых доходов, по образовательному уровню, по специфике профессиональной деятельности и т. д. Только так можно оптимальным образом вовлечь население. Процесс этот в целом затратен, а краевой бюджет ограничен.
В отношении же конкретных шагов могу сказать следующее. По инициативе Правительства Ставропольского края, Ставропольского госуниверситета и компании «Юкос» в городе Ставрополе создан центр Интернет-образования, где регулярно проходят переподготовку в области Интернет-технологий педагоги сельских и городских школ. Кроме того, для обучения в центр приглашаются представители средств массовой информации, одаренные дети, работники отделов образования, районных администраций.
В течение трех лет у нас работают пункты правовой информации, на создание которых Ставропольский край в свое время выиграл грант, проводимый Российским фондом правовых реформ. Сейчас любой гражданин Ставропольского края может получить необходимую ему юридическую информацию из банка правовых документов.
И, наконец, еще одно направление, которое мы сейчас хотим развивать совместно с Министерством по связи и информатизации РФ. Это создание пунктов общественного доступа к информационным ресурсам. Здесь мы пошли дальше рекомендаций, заложенных в ФЦП «Электронная Россия». Мы решили структурировать их по четырем направлениям, формируя отдельные тематические сектора для малого бизнеса, для людей, занимающихся вопросами науки и культуры, для государственных чиновников и, наконец, для СМИ, в том числе независимых.
Я уверен, что, если планомерно работать в каждом из этих направлений, нам удастся «погрузить» большинство населения края в среду ИТ, дав им одновременно мощный рычаг и для профессионального роста, и для личного самосовершенствования. Экономике и социальной сфере края это в любом случае даст хороший импульс.
IE: Спасибо Вам за беседу. И — успехов Вам.
Ставропольский крайОбразован в 1924 году как Юго-Восточная область СССР и после ряда переименований обрел свое нынешнее название в 1943 году. В настоящее время входит в состав Южного федерального округа. В составе края — 34 района, среди которых знаменитый эколого-курортный регион Кавказские минеральные воды. Население края — около 2,7 млн человек, площадь — 66,5 тыс. км2. Хозяйственный профиль экономики Ставропольского края определяют четыре основные отрасли: сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, туристический и транспортный комплекс. Кроме того, значимую роль в экономике края играют электроэнергетика, топливная, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, легкая, производство стройматериалов. Ставропольский край вместе с другими крупными субъектами Южного федерального округа — Краснодарским краем и Ростовской областью дают России около половины продукции, связанной с производством растительного масла, и около 20% зерновых культур. |