Интервью с Марком Хенни, начальником управления финансовой отчетности группы «МедиаМост»
Марк Хенни: Я пришел в «МедиаМост» в апреле прошлого года из PricewaterhouseCoopers. Я должен был помочь внедрить системы управления в подразделениях холдинга «МедиаМост», то.есть на каналах НТВ, НТВ+, ТНТ, на радиостанции «Эхо Москвы», в издательстве «7 дней» и в штаб-квартире холдинга.
CRN EP: Как Вы подошли к выбору учетной системы?
МХ: Как Вы понимаете, внедрение в организации такого масштаба, как «МедиаМост», — это дело серьезное. Мы искали пакет, который имел бы прежде всего достаточно мощную поддержку на территории России. Сравнивать все мелкие функции всех систем на рынке — неверный путь. Компания-разработчик программ должна набрать, скажем так, некоторую критическую массу в регионе, чтобы обслуживать такую организацию, как наша. Когда Вы выбираете учетную систему, то после того, как Вы отобрали несколько систем, которые удовлетворяют основным требованиям, самое главное — сможет ли разработчик оказать Вам серьезную поддержку.
CRN EP: И переговоры со Scala Business Solutions CIS...
МХ: ...убедили нас в том, что они в состоянии оказать такую поддержку.
Как я уже сказал, до прихода в «МедиаМост» я работал в PricewaterhouseCoopers, специализировался на учетных системах. На моем счету много внедрений — в представительствах иностранных компаний, в российских компаниях, в Москве и вне Москвы... Знаете, ведь универсального программного обеспечения, которое могло бы удовлетворить любую организацию, не существует. Вы выбираете конкретно то, что подойдет Вам и позволит Вашей компании в будущем некоторое время развиваться.
CRN EP: Почему возникла необходимость во внедрении информационной системы?
МХ: Ключевая вещь, которая побуждает нас внедрять такое программное обеспечение, как Scala, — это постоянная потребность в управленческой информации. Нам нужны бухгалтерские отчеты по российскому стандарту, нам нужны отчеты по стандарту US GAAP, нам нужны управленческие отчеты. Нам нужна актуальная и очень детализированная информация о том, что происходит в нашем бизнесе. И очень хочется минимизировать объем «ручной» работы для получения этой информации.
CRN EP: Как часто нужна такая информация — каждый месяц? Каждую неделю?
МХ: Это зависит от специфики информации. Например, отчеты по стандарту GAAP — сначала мы старались обеспечить хотя бы ежегодную отчетность, затем ежеквартальную... Мы спрашиваем менеджеров — как часто вам нужны те или иные отчеты? Разным менеджерам нужны разные отчеты, с разной частотой. Отчеты по российской бухгалтерии нужны для предоставления информации в налоговые органы, а документы по стандарту GAAP нужны для того, чтобы отчитываться перед акционерами. По всему холдингу с 1995 года идет ежегодная GAAP-отчетность, а по НТВ с недавнего времени мы отчитываемся перед внешними инвесторами ежеквартально. Руководителям подразделений нужны отчеты о продуктивности работы их подразделений и отдельных сотрудников. И если отчет нужен не раз в месяц или в неделю, а каждый день, то мы должны и это сделать.
CRN EP: Как шло внедрение?
МХ: Когда Вы начинаете внедрение, самое важное — четко знать, как устроен сам Ваш бизнес. Все должно быть детально задокументировано — я имею в виду не только существующие бизнес-процессы, но и то, что Вы собираетесь получить при внедрении. Это длительный процесс, он может занять несколько месяцев. В июле 1999 года мы подписали техническое задание, которое предусматривало запуск информационной системы на базе Scala с 1 января 2000 года. Так что у нас было не так уж много времени. Отдельный серьезный процесс — утверждение плана проекта и его бюджета. Были выбраны менеджеры проекта от Scala, от холдинга «МедиаМост» и от самой компании НТВ, была утверждена отчетность по проекту. Всего в проект было вовлечено четверо наших специалистов и четверо технических консультантов от Scala, а если считать всех конечных пользователей, задействованных в проекте, — это 40 человек. Благодаря взаимодействию непосредственно с командой внедрения Scala CIS мы были уверены в том, что все будет работать правильно.
CRN EP: Как в общих чертах устроена теперь учетная система НТВ и какую роль играет в ней программное обеспечение Scala?
МХ: Scala обеспечивает нам российскую бухгалтерскую отчетность и отчетность по стандарту GAAP. Кроме того, она, используя нашу информацию, генерирует самые разнообразные управленческие отчеты, аналитику. Мы хотим знать, на что мы тратим деньги, сколько мы тратим, какой у нас оборот, откуда берутся наши доходы и расходы. Пока мы используем далеко не все функции Scala, но компания растет, наш бизнес растет, и я не думаю, что нашему системному администратору ПО Scala когда-нибудь придется скучать...
CRN EP: Пользователи системы — кто это?
МХ: 10 человек из планового отдела, остальные 30 — из бухгалтерии. В ближайшем будущем отдельные компоненты Scala нужно будет внедрять в наших региональных корреспондентских бюро. Сейчас в этих бюро не используется собственно система Scala, но они отчитываются перед центральным офисом НТВ, у них тоже есть бюджет, они должны платить оклады и.пр.
CRN EP: Как можно оценить эффект от внедрения?
МХ: Трудно сказать. Сколько стоит время, затраченное на управление? Сколько стоит «ручное» получение аналитических отчетов? Сколько стоит конвертирование российской бухгалтерской отчетности в стандарт GAAP? Сегодня мы полностью избавлены от подготовки вручную отчетов и аналитики. Я не знаю, сколько это стоит, но думаю, что очень дорого. Scala позволяет получать самые разнообразные и очень детализированные управленческие отчеты. Я думаю, что точнее можно будет сказать позже, когда мы получим больше отчетов, сгенерированных Scala, включая управленческие и GAAP-отчеты, аналитику доходов и расходов, и когда эти отчеты позволят нам принимать реальные управленческие решения.
CRN EP: Привело ли внедрение информационной системы к какой-либо реструктуризации компании?
МХ: О, безусловно! Я всегда был сторонником эволюционного, а не революционного развития, но автоматизация — это всегда катализатор перемен. Как только отпадает большой объем ручной работы, Вы приходите к тому, что работу внутри компании можно тем или иным образом перестроить, например, перераспределить информационные потоки. Автоматизация избавляет Вас от старых привычек, Вы начинаете работать по-новому.
Конкретно благодаря проекту автоматизации учета в НТВ нам удалось внедрить множество процедур контроля бизнес-процессов. Например, менеджер по финансам НТВ не сможет одобрить контракт или закупку, пока информационная система не присвоит операции некий специальный аналитический код.
CRN EP: Как именно Вы планируете расширять внедренную систему?
МХ: В близкой перспективе использование системы Scala будет распространено с компании НТВ на весь «МедиаМост». Это планы на 2000–2001 годы. В ближайшем будущем начнется внедрение Scala на НТВ+. Есть две методологии внедрения информационной системы в такой большой структуре, как наша. Первая — это создание корпоративного стандарта в центральном офисе и его распространение на подразделения. Вторая, которой придерживаемся мы, — это создание корпоративного стандарта в одном из подразделений, затем его распространение на другие подразделения и, наконец, консолидация в центральном офисе.
Проект в НТВ — пилотный для всего холдинга, сейчас мы фактически разрабатываем корпоративный стандарт учетной системы холдинга. В учетной системе, которая охватит весь «МедиаМост», будет, я думаю, более 100 рабочих мест. Впрочем, это сильно зависит от того, что именно будет представлять собой «МедиаМост» к тому времени. Не исключено, что будут созданы новые дочерние компании, появится новый бизнес, — мы должны быть готовы и к этому.
CRN EP: Как дорого обходится внедрение системы такого уровня?
МХ: Это зависит от того, какими экспертами Вы располагаете и как много консалтинга Вам нужно
от разработчика. Как правило, стоимость внедрения системы пример-
но равна стоимости программного обеспечения. Но Вам обязательно потребуются собственные эксперты. Если при внедрении сложной информационной системы Вы будете рассчитывать только на внешний консалтинг, то, скорее всего, Вы обречены на неудачу.
А самое главное при автоматизации — это, конечно, стремление руководства предприятия к упорядочению его деятельности, к полной финансовой прозрачности. И если такое стремление действительно есть, то... что ж, можно начинать работу!