Стремление же обратить внимание на эту, казалось бы, рядовую новость, наверное, продиктовано тем, что она представляет российскому пользователю по сути новый класс корпоративного ПО, хотя и не только этим. Поэтому сначала немного отвлечемся непосредственно от новости.
Хорошо известно, что для автоматизации лабораторий производственных компаний, а следовательно в известной степени для информационной поддержки отраслевой науки традиционно использовались системы класса LIMS (Laboratory Information Management Systems). Являясь, как правило, частью сквозной автоматизации производственного процесса, выстроенной по принципу «от станка до решения гендиректора», они располагаются между слоем АСУТП/MES и ERP-системами . Назначение их состоит в том, чтобы дополнить картину, получаемую в результате сбора первичной электронной информации о ходе производственного процесса, данными лабораторного контроля продукции. Кроме функций контроля качества LIMS нередко приспосабливали и для информационной поддержки перспективных разработок, имея в виду опять-таки автоматизацию деятельности производственных лабораторий, но все же это никогда не было основой функцией данных ИТ-систем.
Вместе с тем LIMS очень неплохо вписывались в процессную автоматизацию, особенно в том случае, если речь шла о крупных непрерывных производствах с относительно однородной продукцией весьма стабильного ассортимента и столь же стабильными бизнес-процессами. В качестве характерных примеров тут можно было бы привести, скажем, металлургию, индустрию, связанную с производством минеральных удобрений или пищевых продуктов , производимых по неизменной технологии и годами имеющих практически неизменный спрос . В России о внедрении подобных систем говорили не часто, и нам за много лет удалось лишь пару раз «засветить» их в контексте ИТ-проектов на «Уралкалие» и пивоваренной компании «Балтика».
При переходе к клиенториентированной модели многое меняется, и способность бизнеса лишь эффективно исполнять отработанные бизнес-процессы уже не может являться гарантией успеха. Понятно, что акценты в автоматизации при этом тоже меняются, и при этом по большинству направлений. Но по тем или иным причинам происходит это неравномерно.
С получением необходимой информации от клиентской аудитории дела обстоят в целом неплохо. Соответствующие данные можно успешно собирать во внутрикорпоративных системах, с помощью самых разных опросников на Интернет-ресурсах, а с массовым распространением мобильных технологий эти данные начинают поступать в том числе и в автоматическом режиме. Обо всем этом Intelligent Enterprise говорил не раз и не два.
С ИТ-поддержкой производственной деятельности, которая бы обеспечивала необходимую динамику отклика на изменения клиентских предпочтений со стороны производства, все обстоит несколько сложнее. Но и здесь постепенно «шлифовались» различные алгоритмы управления, а реализующие их ИТ-системы становились при этом все более эффективными. Такие набирающие популярность идеологии как диспетчеризация производственных заданий (Advanced Planning and Scheduling — APS) или концепция бережливости (Lean) являются здесь хорошими примерами. Эти же идеи с производственных процессов распространяются и на логистические. О практическом опыте их имплементации мы также не раз писали и на страницах нашего журнала.
В итоге узким местом с точки зрения автоматизации нередко становится оперативная разработка новых продуктов, соответствующих новым потребностям покупателя. Данное «бутылочное горлышко» не так явно ощущается, если речь идет о дизайне новой продукции (одежды, предметах домашней обстановки и т.д.), где ИТ-поддержка относительно неплохо проработана. Также вполне отработана автоматизация на стадии разработки продукции в очень ограниченном числе отраслей, где эта фаза жизненного цикла наиболее сложна и в то же время является абсолютно ключевой для производства в целом (прежде всего в машиностроении и электронике).
Но, если перед бизнесом, как и в случае с Heinz встает задача разработки новой рецептуры продукта, что в свою очередь требует проведения целого ряда лабораторных экспериментов, ситуация сильно осложняется. Если верить публикациям, отраслевая наука даже в ведущих зарубежных компаниях не очень активно работает с ИТ. Результаты своих исследований специалисты привыкли фиксировать в бумажных рабочих тетрадях. И чем активнее в бизнес внедряется понятие клиенториентированности, чем более эффективной автоматизации мы можем при этом достигать на других стадиях жизненного цикла изделий, тем более чувствительным становится такой зазор.
Функционал же ELN-систем является своего рода симбиозом тех ИТ-инструментов, что встречаются в ряде других широко используемых в корпоративном мире продуктов. С одной стороны они должны обеспечивать интерфейс с самым разнообразным лабораторным оборудованием, и это роднит их с уже упомянутыми системами лабораторной автоматизации LIMS. С другой — они должны представлять собой в известной степени классический инструмент офисной автоматизации с возможностями подготовки текстов, документов, примечаний, презентаций, отчетов и т. д. И наконец, с их помощью должна быть налажена разнообразная по формату коллективная работа как между специалистами-разработчиками продукта, так и со смежными бизнес-подразделениями со своей стороны также занимающимися различными этапами жизненного цикла изделия. В этом смысле они заимствуют некоторые функции из систем документооборота, коллективной работы, а также инструментов унифицированных коммуникаций. Все это, судя по представленной информации, имеет место и в компании Heinz.
Надо сказать, что и сами продукты ELN не так новы, как может показаться. Подобные системы уже в течение определенного времени известны в фармацевтической отрасли, где разработка продукции в целом схожа с аналогичной деятельностью в пищевой промышленности. Однако ряд очень характерных особенностей, связанных в частности с государственным регулированием фармацевтики, значимостью и длительностью отдельных этапов жизненного цикла продукции в ней, их финансированием, а также механизмами вывода конечной продукции на рынок не позволяли напрямую распространять опыт внедрения ELN-систем в фармацевтике на другие отрасли. Вместе с тем производств подобных Heinz — крупных и средних весьма немало. И в России сейчас их количество только увеличивается.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.