Ситуация в экономике плохая. Цены растут, чего не скажешь о зарплатах, да и рост безработицы ускорился. И результат всего этого, как говорят в определенных кругах, немного предсказуем: сотрудники пытаются поднять свое благосостояние за счет компании.
Чтобы в этом убедиться, достаточно просто следить за хроникой происшествий. А туда, надо сказать, попадает далеко не все, а только наиболее серьезные инциденты, которые тянут на уголовное дело и длительный срок. Но даже таких случаев становится все больше и больше.
Злоумышленники используют разные схемы. Тут и всем понятные откаты при закупках, и размещение заказов в аффилированных структурах, естественно, по завышенным ценам. Накладывается и отраслевая специфика. Да и в пределах одной отрасли могут существенные отличия в зависимости от специализации. Для продовольственного ретейла характерны одни виды махинаций, для электронного – совсем другие, для мебельного третьи, для автомобильного четвертые.
Никуда не делись и попытки слить конкурентам данные о клиентах. При этом запросы злоумышленников в последнее время стали ниже некуда. На одной из недавних конференций по информационной безопасности руководитель службы ИБ одной строительной компании сетовал на то, что сотрудники региональных филиалов были готовы продать данную информацию за 5 тысяч рублей, при том что ущерб от утечки такой информации будет существенно выше. Порядка так на три, если не на четыре. Ведь данные о клиентах обходятся компании в весьма существенную сумму. А подчас данные о некоторых категориях клиентов представляют собой важный актив.
Но при этом сотрудники рассматривают клиентские данные как свою личную собственность. И виноваты в этом в том числе и работодатели. Как говорил один из экспертов, пока наиболее востребованной категорией на рынке труда будут менеджеры по продажам со своей клиентской базой, утечки клиентских данных будут продолжаться.
К слову, наш очередной бумажный номер будет посвящен как раз клиентским данным. В том числе и тому, как защитить их от кражи или случайной утечки.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.