Хотя разработки в области распознавания лиц ведутся достаточно давно, в большинстве действующих систем видеонаблюдения соответствующая техника либо вообще не применяется, либо играет вспомогательную роль. Нельзя полностью полагаться на «узнавание в лицо», когда требуется надежно идентифицировать человека, — слишком высока погрешность (10-20% ошибок), да и живой человек тоже нередко ошибается. Проверка документов — бумажных или электронных, — привычная и необременительная процедура, а «распознавалке» при этом остается роль дополнительного механизма для выявления злоупотреблений, таких как попытка пройти по чужому пропуску или взять кредит по чужому паспорту. Совсем другое дело — исследование поведения покупателей. В этом случае стопроцентная надежность не нужна, и данные распознавания будут весьма полезны даже при сравнительно высоком проценте ошибок. По крайней мере, на это рассчитывают владельцы одного из крупных торговых центров, который должен вскоре открыться в Москве: они стали первыми заказчиками инновационного решения RealTrack Interactive — системы облачного видеонаблюдения с продвинутыми аналитическими функциями.
Для магазинов, размещенных в торговом центре, будут доступны не только стандартные функции — видеонаблюдение и работа с видеоархивом, — но и возможность использования различных интеллектуальных видеодетекторов, как уже достаточно известных (детектор движения), так и инновационных, включая систему распознавания лиц. В реализации проекта участвуют три компании — разработчик, системный интегратор и оператор связи. «Вокорд» предоставляет свою платформу обзорного видеонаблюдения VOCORD Tahion, «3Дата» отвечает за облачную вычислительную платформу, «Мастертел» обеспечивает телекоммуникационную составляющую и координацию работ.
«Главную область применения для видеоаналитики мы видим в маркетинге, — пояснил руководитель департамента биллинга компании «Мастертел» Юрий Годына. — Практически у всех компаний сейчас есть программы лояльности, все они стараются привлечь и удержать клиентов их при помощи скидок, дисконтных карт и других подобных систем. Фактически их цель — всякий раз узнавать человека и дальше общаться с ним, зная, кто это, как часто и что именно он приобретает, какие ему можно предложить другие услуги или продукты. Но если говорить о карточках, то, во-первых, их берут далеко не все, а во-вторых, люди нередко передают их друг другу, и это искажает картину для аналитиков. А распознавание лиц позволяет более четко определять людей независимо от того, есть у них карта или нет. Можно оценить, кто по каким дням предпочитает ходить и в какое время. Если, например, выясняется, что такой-то человек появляется в данном магазине каждый месяц третьего числа каждого месяца и делает покупки, — наверное, он накануне получает зарплату, — можно сделать вывод, что в начале месяца ему стоит уделить повышенное внимание. Можно также идентифицировать VIP-клиента в момент, когда он только еще подходит к торговому центру: в тех точках, где он обычно бывает, продавцы будут заранее готовы к его визиту. Вообще с точки зрения маркетинга здесь открывается масса возможностей, так что это один из самых перспективных наших проектов».
Решение RealTrack Interactive планируется продвигать по модели VSaaS (Video Surveillance as a Service), то есть возможности тиражирования практически не ограничены. Из оборудования нужны только видеокамеры, все остальное находится в облаке. Интерес к решению уже есть, так что в случае успеха первого проекта подключение новых пользователей не заставит себя ждать. Выходит, не успеем мы оглянуться, как и шагу не сможем ступить без того, чтобы нас не узнали и чего-нибудь нам адресно не предложили? Думается, не совсем так: узнанные лица — это всего лишь новая группа данных (причем больших данных) для аналитической системы, и магазинам еще предстоит научиться работать с этими данными, что отнюдь не просто.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.