Мнение служб ИТ и ИБ о своем месте в пищевой цепочке бизнеса зачастую зашкаливает самый мощный понтометр. Обычно в презентации руководителя профильного подразделения он видит свое место в компании в виде иерархической пирамиды, где вверху генеральный, ниже замы, а он один из структурных ячеек. В презентации ИТ-директора он видит структуру компании в виде «ромашки», где в центре ИТ, а все остальные как лепестками растут из ИТ.
В конце прошлого года компания IBM представила результаты исследования CEO Study-2012, основанного на мнениях 1709 генеральных директоров. В этом исследовании технологии впервые за много лет возглавили список внешних факторов, оказывающих влияние на бизнес! На втором что-то с компетенциями сотрудников, а рыночные факторы, удерживавшие первое место последние десять лет, оказались на третьем месте!
IBM трактовал это в пользу лидерства передовых технологий, но на мой взгляд все гораздо трагичнее. В условиях экономического кризиса бизнес устал от неопределенностей! Разуверившись в других локомотивах успеха, бизнес видит в технологиях ресурс, резерв и надежду. По сути это спасительная соломинка. Но существенным побочным эффектом от подобной популярности технологий становятся завышенные ожидания бизнеса от технологий!
В частности, так как почти во всех технологиях есть заметная доля информационных решений, то в ИТ и ИБ департаментах фокусируются непрофильные задачи! Этим службам и ранее приходилось решать непрофильные задачи, но по мере роста ожиданий бизнеса от технологий в службах ИТ и ИБ начинают фокусироваться непрофильные задачи, к которым они не готовы не практиками, не компетенциями. На этом фоне позиции департаментов ИБ выглядят совсем не завидными. Им приходится решать проблемы связанные с экономическими преступлениями, интеллектуальное рейдерство, промышленный шпионаж и пр. Казалось бы, очевидное решение - управлять проектами как изменениями в сотрудничестве с внутренними службами (СБ, комплайенс, юристы) и привлечением внешних компетенций (аналитики, психологи, пр.). Но в России плохо «играют в командные виды спорта»…
С другой стороны отлаженные процедуры (СПАМ, антивирус) разворачиваются на аппаратных платформах ИТ-департемента и со временем отходят от ИБ-департамента, а потом могут легко быть переданы на аутсорсинг стороннему провайдеру. При этом бюджеты и влияние уходят от ИБ, а ответственность остается. Кроме того, сейчас почти все вендоры на аппаратном уровне уже реализуют политики ИБ. Вопрос в настройках. Все это говорит, что авторитет служб ИБ в лице бизнеса нуждается в обновлении.
Но наивно было бы думать, что CIO с ИТ на этом фоне выглядят в шоколаде! Мало кто заметил, как за последние 3-4 кризисных года средний возраст CIO постарел на эти 3-4 года! Не то чтобы денег в профессии стало меньше. Но уж точно деньги стали другими! Более дорогими! А ответственность за них перед бизнесом заметно выросла.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.