В 2012 году продажи персональных компьютеров и ноутбуков упали. В первом квартале 2013 года темпы падения еще более усилились, и многие заговорили уже об обвале рынка. У нас темпы снижения продаж ПК и ноутбуков, по данным IDC, почти вдвое опережали общемировые показатели и составили 27,6% в количественном выражении.
При этом внятных причин такой ситуации аналитики не могут назвать. Ведь падение продаж персональных систем происходит на фоне общемирового роста затрат на ИТ, которое составило 5,6%. Да и в других сегментах ИТ-рынка ситуация не настолько плохая. Например, поставки серверов остаются практически на уровне предшествующего периода, а продажи планшетов и смартфонов и вовсе росли, причем очень высокими темпами.
Часто снижение продаж ПК и ноутбуков обосновывают именно конкуренцией со смартфонами и планшетами. Но эти доводы выглядят не вполне состоятельными. Эти устройства если и являются единственными, то не слишком часто. Об этом можно судить даже по риторике представителей компаний, активных игроков на этом рынке. А она за последние три года практически не изменилась. И Apple, и Google говорят о том, что процесс перехода пользователей на исключительно мобильные платформы начался, но он находится в самом начале.
Причем корпоративных пользователей это касается в большей степени, чем потребительского рынка. О том, чтобы все могли полноценно работать с бизнес-приложениями с мобильных устройств пока говорить еще очень рано. Да, какие-то ниши имеются, но не более того. Это касается автоматизации работы торговых представителей, возможности работы руководителей с рядом систем (СЭД, BI и отчетности), и, пожалуй, все. Остается масса проблем, в частности, связанных с обеспечением безопасности или разграничением доступа к данным и приложениям. Для их решения нужно использовать наложенные средства, с которыми часто возникают различные сложности.
В статье «Скрытые причины большого кризиса», опубликованной в газете CRN RE (http://www. crn. ru/news/detail. php? ID=79663), советуют искать причины этого кризиса внутри самого сегмента. Ее автор, Александр Маляревский, видит ее в сочетании отсутствия реально прорывных технологий с жадностью вендоров, которые к тому же искусственно выводят с рынка низкомаржинальные продукты, в частности, нетбуки и неттопы. А за счет последних происходила поддержка продаж даже в острой фазе кризиса 2007-2009 годов. И этот класс оборудования более чем конкурентоспособен с теми же планшетами. Да, такая система будет несколько тяжелее, чем планшет, но зато имеет полноценные и привычные средства ввода. И, что самое главное, оно полностью совместимо с основным ПО. Да и технологии защиты информации на них в целом отработаны и хлопот с этим куда меньше, чем на мобильных платформах.
При этом такие новшества, как ультрабуки и планшеты на платформе Windows очевидно плохо приняты рынком. С последними все более-менее ясно: они однозначно проигрывают по цене устройствам на Android и даже iOS, и при этом менее удобны в использовании. ПО для нового интерфейса пока недостаточно, да и функциональность его часто уступает, а традиционным практически невозможно пользоваться без клавиатуры и мыши или ее заменителей. А у устройств на Windows RT к этому добавляется еще и отсутствует совместимости с ПО для Windows на x86. Что касается ультрабуков, то этот класс оборудования можно сравнить с известной шуткой про сало в шоколаде, которое дорого стоит и при этом невкусно. К ним предъявляется очень много претензий. Это и недостаточное количество портов для подключения к сетям и периферийным устройствам, и очень слабая живучесть при весьма ограниченной ремонтопригодности.
Боб Райт из американского CRN (http://www. crn. ru/news/detail. php? ID=78013) обратил также внимание на то, что, с одной стороны, качество ПК улучшилось, а с другой — требования новых версий ПО к оборудованию практически перестали расти. В итоге срок эксплуатации ПК вырос. Можно также добавить, что этому способствуют и рост популярности таких решений, как SaaS и VDI.
Но все же что-то начинает меняться. Отгрузки ноутбуков потихоньку начинают расти. Видимо, вендоры провели кое-какую работу над ошибками. Посмотрим, каковы будут результаты второго квартала и первого полугодия. Ждать осталось недолго.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.