Степень влияния тех или иных функциональных направлений на развитие ИТ, а их руководителей соответственно на роль и авторитет CIO в компаниях всегда была предметом многочисленных зарубежных исследований. Пожалуй, наиболее известное из них CEO Study, ежегодно проводимое компанией IBM. Буквально месяц назад Oracle совместно с Accenture сообщили о результатах спонсированного ими опроса около тысячи CFO (http://www. oracle. com/us/corporate/press/1950536), и естественно его целью не в последнюю очередь явилось определение той степени влияния, которое оказывают данные руководители на принятие решений о трансформации корпоративного ИТ-ландшафта.
Вообще подобные опросы проводятся регулярно, и надо сказать, результаты из год от года не выделяются сильной оригинальностью. Каждый раз приходится читать о том, что роль CEO и CFO в сфере автоматизации бизнеса растет, связи их с CIO крепнут и развиваются качественно, а они при этом обращают самое серьезное внимание развитию инновационных ИТ-направлений, являяcь, таким образом, своего года неформальными ИТ-лидерами.
Вместе с тем в ряду этих исследований целесообразно обратить внимание на результаты одного из них, проведенное Gartner в прошлом году. Согласно ему http://www. gartner. com/it/content/1871500/1871515/january_3_cmoasbuyingcenter_lmclellan. pdf к 2017 году Chief Marketing Officer (CMO) будет тратить на ИТ больше, чем расходует сам CIO. Иными словами ИТ-бюджеты этих топ-менеджеров окажутся более внушительными.
Вообще фигура CMO в ряду топ-менеджмента, а тем более среди «соседей» CIO, конкурирующих с ним за влияние на решения в области корпоративной автоматизации, очевидно, является своего рода «темной лошадкой», заслоняемой более «масштабными» фигурами CEO и CFO, о коих говорят постоянно. И на российском рынке в том числе. Хотя даже сейчас, думается, многие согласятся с тем, что автоматизация маркетинга является в значительной мере автономной задачей этого подразделения. По крайней мере при внедрении одних и тех же CRM-систем марткетологи в соответствующих ИТ-проектах оказываются более самостоятельными и самодостаточными, чем специалисты по продажам и сервису, на которых CRM-системы ориентированы точно таким же образом. Еще больше автономность маркетингового направления начинает чувствоваться тогда, когда CMO начинают осваивать такие специфические направления как целевой маркетинг (target marketing) или Web-analytics. Характерным признаком этого, является, например, один в общем-то редко подмечаемый, но при этом интересный факт. Масса специфических терминов, связанных, скажем, с метриками, характеризующими поведение посетителей на корпоративном сайте, которые по формальным признакам вполне могли бы быть отнесены к элементам пресловутого «птичьего языка» ИТ. Но на практике все складывается совсем по-другому. Эти термины вовсе не из арсенала CIO, но зато они часто встречаются в среде маркетологов. Подготовленные в свое время нашим изданием публикации о внедрении ИТ-поддержки целевого маркетинга были проведены исключительно с профильными специалистами (см. например, http://www. iemag. ru/interview/detail. php? ID=19684 или http://www. iemag. ru/interview/detail. php? ID=25959). Да другого быть и не могло, так как в ходе интервью всегда выяснялось, что ИТ в данном случае лишь подготавливало базовую инфраструктуру и содержательных вопросов автоматизации не касалось вообще.
Кстати об инфраструктуре. Результаты упомянутого исследования Oracle-Accenture говорят о том, что вместе в ростом объемом функционала прикладной поддержки, который вовлекается в сферу интересов CFO, одновременно растет вес CFO в решениях по приобретению инфраструктуры. Что касается уже упомянутых классов прикладных систем, наиболее интересных для CMO, то они, конечно, не столь многочисленны, зато алгоритмически очень непросты и при этом весьма емкие как с точки зрения объема вычислений, так и в отношении количества обрабатываемых данных. А значит, они требуют более совершенных и дорогих аппаратных решений, конфигурацию которых возможно тоже будут определять скорее CMO.
Если же развитие бизнеса в целом пойдет по пути широкого использования в бизнесе web 2.0 ресурсов (что пока, не смотря я на раскрученность тезиса, далеко не очевидно), роль CMO в автоматизации возрастает едва ли не в разы. Зарубежные издания уже больше года (в известной мере в проактивном режиме) публикуют статьи о том, как не допустить конфликта между CIO и CMO в этих условиях (см. например, http://www. informationweek. com/software/information-management/cfos-join-cmos-in-tech-power-grab/240155702 или http://www. informationweek. com/software/business-intelligence/6-rules-to-help-cios-cmos-be-smart-partn/232301493?itc=edit_in_body_cross). Интересно, что в них фактически изначально постулируют факт о том, что CMO равно как и руководители отдельных маркетинговых ветвей уже являются в определенной степени сложившимися специалистами по автоматизации.
В России вопрос роста влияния СМО также вполне может рассматриваться отнюдь не как теоретический.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.