За развитием аутсорсинга в России автор имеет удовольствие следить не менее шести последних лет. С нежной ностальгией вспоминаются первые конференции по этой теме, тогдаший CIO «Юкоса» г-н Кельманзон и вокруг него толпа возбужденных ИТ-директоров, пытающихся понять – ну как же это так можно, взять и превратить собственный ИТ-цех во внешнего подрядчика… С тех пор довольно много утекло воды, уже и «Сибинтек» не раз перешел из рук в руки, мучительно пытаясь обрести устойчивую рыночную позицию, и «ГВЦ энергетики» превратился в IT Energy, и «Лукойл-информ» зажил сам по себе, и множество других («квази») аутсорсинговых проектов имели место быть, закончились тихим провалом или шумно пропагандируемым успехом.
Завоевание аутсорсингом как бизнес-моделью места под солнцем сопровождалось массированными PR-атаками. Весомый вклад внесла IBS, объясняя, как здорово будет тем, кто отдаст свои приложения и/или оборудование на поддержку в их дата-центр. К тому времени, как идея стала считаться рабочей, места в дата-центре уже закончились, а новые что-то не появляются. Многократно IBM вообще, IBM Global Services в частности, и ее директор г-н Яскевич лично «развивали рынок» и несли весть об аутсорсинге в массы. Под конец уже и HP стал высылать своих эмиссаров на соответствующие форумы все с той же целью просвещения. Но поработав так напряженно на публику года два, международные поставщики почему-то агитацию прекратили.
Вот ведь столько сил потрачено, времени, денег. И, похоже, все зря. Ну не развивается этот рынок, ну не хочет никак. Нет, наверное, объективных предпосылок, как ни крути. Такая крамольная мысль посетила автора недавно, в результате сопоставления двух событий.
Одно – рождение некоммерческого партнерства «АСТРА» (Ассоциация стратегического аутсорсинга). В него вошли крупные системные интеграторы, в большей или меньшей степени занятые аутсорсинговыми проектами: «Крок», «ТесКом», «Стинс Коман», ISG, «Армада», «Инфосистемы Джет», ОТР и «Россервис». Несколько особняком в списке учредителей стоит in4media – консалтиноговая компания, представитель Forrester Reseach в России. «Компании планируют коллективно бороться с последствиями мирового кризиса, заниматься аналитической и образовательной деятельностью, а также лоббировать интересы в частном и государственном секторах», – сказано в официальном пресс-релизе. Если формальности отбросить, то действительно, основной задачей называется PR и лоббирование на государственном уровне (читай – в государственных проектах).
Среди целей – и разработка стандартов, и выработки рекомендаций, и независимая аналитика. Конкретных планов ни по одному направлению пока высказано не было, но ничего, скоро все появится. Создатели «АСТРА» уже более года обсуждали идею объединения сил, и надо же так случиться, что достигли согласия как раз тогда, когда грянул гром. Теперь все пытаются связать вечную, вообще говоря, тему аутсорсинга и наметившиеся экономические сложности. Ведь кризис – он же (теоретически) полезен, особенно для аутсорсеров – такая мысль витает в воздухе, причем тезис высказывается уже достаточно часто и по разным поводам. (Читай: консалтинга и новых внедрений скорей всего, скоро будет очень мало, ну что же делать – надо браться за сервис посерьезней, чем раньше). При этом новое НП – не только для подрядчиков, заказчики тоже приветствуются и могут в него войти. Может быть, тех, кто войдет, будут агитировать особенно активно и постоянно, а может быть и правда – появится площадка для выработки общепринятых подходов и стандартов.
Другое событие – очередная конференция института Артура Ханта, посвященная аутсорсингу. В отличии от пресс-конференции НП «АСТРА» оптимизма тут было мало. Особенно когда дело дошло до круглого стола и заговорили неподготовленные спикеры. Заказное ПО, хостинг да немножко поддержки рабочих мест – вот и весь аутсорсинг, которым мы располагаем. Да, есть определенное число аутсорсинговых проектов, и реально успешные есть, и дата-центры уже давно в Москве кончились, и на покопийное обслуживание множительной техники кое-кто перешел, и даже аббревиатура SLA уже не вызывает недоумения. Но о широком распространении бизнес-модели, о какой-либо зрелости этого сегмента ИТ-рынка, о сложившемся уровне цен и понятном наборе услуг за них речь пока не идет. Контраст этих двух мероприятий, пропасть между желаемым и реальным, показалась даже несколько пугающей.
И вот интересно: уже столько раз в движители аутсорсинга предлагались самые разные факторы, все обычно связанные с якобы внезапно появившейся потребностью поднять эффективность. И ни один по большому счету не сыграл пока. Отдельные нетипичные случаи – да, есть. Массовости как не было, так и нет. Изменит ли ситуацию кризис? Ох, вряд ли.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.