Характерной чертой новейшего периода применения ИТ в бизнесе является смешение этих направлений, и яркий пример тому — индустрия розничной торговли. Стала активно развиваться так называемая омни-коммерция, предполагающая тесное сочетание традиционного и электронного направлений торговли. Да и торговые площади классического магазина сейчас могут быть настолько насыщены разнообразными электронными решениями для эффективной организации торговли, рекламы и взаимодействия с покупателем, что при их внедрении едва ли не корректнее любую торговую точку относить к электронному бизнесу.
Определенное взаимопроникновение мы наблюдаем и на межотраслевом уровне, в частности в области финансовых сервисов. С одной стороны, вследствие развития все тех же информационных технологий их предоставлением все больше начинают заниматься небанковские структуры. С другой — благодаря им же банки, по крайней мере крупные, все активнее дополняют собственный продуктовый портфель нефинансовыми услугами. В качестве характерного примера можно назвать проект «Деловая среда» Сбербанка, ориентированный на предоставление целого спектра услуг предприятиям малого и среднего бизнеса (подробнее см. http://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=32188). В похожем направлении развивается Альфа-банк, предлагая ряд нефинансовых сервисов в рамках интернет-банка «Альфа Бизнес Онлайн».
Готовя недавно материал о деятельности одной из известных факторинговых компаний (http://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=32960), тоже изначально «заточенной» под финансовые услуги, мы получили лишнее подтверждение, что наличие значительной клиентской базы, авторитет среди заказчиков, имеющиеся информационные решения и умение развивать их способны стать хорошей основой для расширения сервисного пакета, например, в сторону оказания консалтинговых услуг.
Одновременно с этим некими концентраторами различных форм электронного бизнеса и усилий участников рынка становятся не банки или другие специализированные институты, предоставляющие финансовые услуги, а предприятия, полностью ассоциируемые с новой электронной экономикой. В наиболее типичном случае речь идет об электронных торговых площадках или крупных интернет-магазинах, которые «притягивают» другие электронные сервисы. В качестве таковых могут выступать и платежи, и факторинг, и страхование, и бизнес-анализ, и электронные компоненты логистических сервисов, и много чего другого. А любой бизнес при этом, будь то совсем небольшой интернет-магазин или крупнейшая компания, погружается в чрезвычайно разветвленную инфраструктуру сервисов, предоставляемых как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
При этом чем активнее идет автоматизация государственных структур, чем более технологично и методически продуманно она осуществляется и чем более открытыми становятся связанные с этим ИТ-ресурсы, тем сильнее возрастает значимость такой инфраструктуры.
Способны ли все эти тенденции повлиять на ключевые принципы, архитектуру и приоритеты автоматизации бизнеса в целом? В определенном смысле, думается, да. Если в таких областях, как омни-коммерция, ведущие производители, следуя за бизнес-тенденциями, пока еще вполне успешно пытаются быть «законодателями мод» и оставаться поставщиком единых ИТ-решений, то во многих других сферах это уже не так.
В своих публикациях мы подробно затрагивали почти все индустрии, чьи ИТ-системы участвуют в формировании сервисной инфраструктуры. Не раз говорили о крупных торговых площадках (http://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=32151) и интернет-магазинах (http://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=30733) как ее «центрах притяжения».
И почти всегда основные акценты в автоматизации ставились на необходимость постоянного развития системы, а не на смену версий продукта. Постоянно ведущиеся разработки (как самостоятельные, так и заказные), направлены ли они на развитие прикладного функционала или на обеспечение интеграции, здесь имеют куда более важное значение, чем в случаях, подпадающих под устоявшиеся термины «автоматизация бизнеса» или «автоматизация предприятия».
И несмотря на то, что большинство рисков, традиционно ассоциируемых с прикладными системами автоматизации, в данном случае, безусловно, сохраняются, пресловутое понятие импортозамещения здесь во многом лишается смысла. Просто потому, что в такой архитектуре по определению нет ничего монолитного, что можно разом изъять или вставить. Есть только каждый день возникающие задачи строительства «новой автоматизации», которые точно так же, в ежедневном режиме, должны и решаться.