Вот, предположим, есть такая практическая задача: перейти на использование Российского программного обеспечения. Современно и полезно звучит. Что можно сделать на системно-государственном уровне? Так чтобы в обозримом будущем все абсолютно получилось, а в настоящем уже наметились позитивные измеримые изменения.
Наверное, нужно подумать о том, как можно на сложившуюся рыночную ситуацию повлиять стратегически. Сейчас приобретают и российское, и не российское ПО. Иными словами рынок есть. А раз он существует, им, как известно, можно управлять на основе «Анализа пяти сил Портера» (вот, опять не отечественная методика, но давайте не будем отвергать мировой опыт). «Анализ пяти сил Портера» включает в себя три силы «горизонтальной» конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы; и две силы «вертикальной» конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей. То есть надо укреплять соответствующим образом эти силы и рынок поменяется в нужном направлении. Например, давайте искать родные программные продукты-заменители для импортных.
Давайте сузим задачу до прикладного ПО в области BI, чтобы проверить саму возможность такого подхода. Например, обзор рынка BI за 2012 год, сделанный TAdviser, показывает, что Пермская компания «Прогноз» с продуктом Prognoz и выручкой 3 861 020 руб за 2012 год (у ближайшего ее конкурента «БАРС Груп» выручка 147 801 руб, http://www.tadviser.ru/index.php/BI) явно претендует на то, чтобы вытеснить остальных вендоров. В отчете Gartner «Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms» за 2013 год про Prognoz пишут в разделе Предостережения (цитирую в оригинале): «This positive finding is reinforced by the average number of end users (2,471), one of the largest of the vendors in this Magic Quadrant. … Prognoz will have a competitive advantage over many other vendors that deliver data discovery capability as a loosely coupled tool in their portfolios. … Prognoz needs more aggressive marketing and sales strategies». То есть, надо понимать, что с функционалом все, что называется, «на уровне». А вот с усилиями по продвижению не совсем… Вот такие странные предостережения, не дают выйти на лидирующие позиции. На мой взгляд, как-то не совсем объективно.
А почему нет до сих пор русского аналога Gartner «Magic Quadrant» или Forrester Wave? Обзоры рынка есть, а независимого рейтинга нет. Методика построения рейтингов описана и публична. А выбирать ПО станет значительно удобнее и объективнее. Comnews, сделайте квадрат Гартнера, ну, пожалуйста!.
В свое время, когда я внедрял АСР (Автоматизированная система расчетов, попросту «биллинг»), то затратил два года на собственный анализ систем. Вот здесь моя презентация http://www.slideshare.net/fkrasnov/ss-2163931 – даже со звуком раньше была, пока после покупки SlideShare Линкедином эту функцию не отменили. Но это не рейтинг, так как работа выполнялась совсем без методики. Меня заинтересовало, что раз АСР у нас все должны быть сертифицированы по закону, то должен существовать некий список, и можно взять этот список и сравнить их между собой.
Но вернемся к продуктам-заменителям. Я думаю, что на том же Comnews, например, можно было бы сделать раздел продукты-заменители. И искать, например, замену СУБД Oracle, MS SQL и др. Известно, что есть проект СУБД ЛИНТЕР (https://community.sk.ru/net/1120513/) из Воронежа. В «Magic Quadrant for Operational Database Management Systems» ЛИНТЕР пока нет. Точно так же существует продукт Deductor компании BaseGroup Labs из Рязани, который не раз служил мне и коллегам заменой для IBM SPSS. Как-то собрать такие прорывные продукты списком и подумать, как их можно поощрить их продвижение в условиях олигополии. Также подумать о возможных механизмах этого поощрения – в условиях рынков с высокой конкуренцией, таких, как рынок СЭД в РФ механизмы будут, наверное, другими.
На мой взгляд, важно не только стимулировать, но и поощрять. В разных сегментах могут быть различные механизмы, но важно влиять на рынок, на мой взгляд, а не запрещать или хвалить точечно. Системно подойти к решению этой задачи, спланировать действия – и победа будет за нами.