Инновации стали главным двигателем коммерческой логистики в 1953 году. В это время Таити Оно из компании Toyota, изучая цепочку движения товаров к полкам супермаркетов, применил похожую концепцию на заводе Toyota. Данная концепция, получившая название «канбан», сегодня широко применяется в Японии, США и Европе. В ней реализуется принцип производства и снабжения «точно в срок» (от англ. just in time), который предполагает, что все необходимые материалы и компоненты должны поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. Данный принцип исключает наличие страховых запасов.
В 50-ых и 60-ых годах данные о товарах, поступающие от заказчиков, поставщиков и логистических операторов фиксировались и обрабатывались вручную. Широкая компьютеризация позволила автоматизировать этот процесс.
Концепция «точно в срок» стала драйвером разработки большого количества инноваций в складской логистике. В арсенале логистических провайдеров сегодня имеются самые разнообразные методы, которые позволят поставлять разнообразное множество товаров (компонентов) в точном, насколько это возможно, количестве и ассортименте. Разработка инноваций призвана была ускорить выполнение операций пикинга (отбор товаров для отгрузки).
Одной из таких разработок стали радиотерминалы, которые, в силу их размера и веса, неудобно использовать во время операций отбора. Радио терминал требуется держать в одной руке, а другой осуществлять его управление. Кроме этого, чтобы освободить руки на время отбора товара, терминал, как правило, требуется где-то разместить. Все это естественно замедляет пикинг. Последние разработки в этой области демонстрируют радиотерминалы, которые крепятся на запястье, что позволяет освободить руки для работы с товаром. Такие устройства также достаточно массивные, их некомфортно использовать в течение длительного времени. Вместе с тем недавние разработки в области OLED-дисплеев и технологий «touch screen» помогут усовершенствовать дизайн радиотерминалов, позволяя легко менять расположение экрана и клавиатуры с помощью программного обеспечения. Благодаря этому удастся значительно уменьшить размер и вес устройства, сделав его оптимальным для использования.
Голосовые технологии или «voice picking» появились в конце 1990-ых годов, но получили свое развитие только с ростом доступности систем распознавания голоса. Такое оборудование позволяет не только освободить руки комплектовщика заказов, но и за счет малого веса устройства удобно использовать его на протяжении всей рабочей смены.
Подбор по свету или «pick by light» вовсе освобождает кладовщика от необходимости носить какое-либо оборудование. Это весьма эффективный метод, который гарантирует высокую точность подбора. Каждая ячейка пикинга оборудована дисплеем, на котором отображается количество отбираемых единиц, кнопками, служащими для подтверждения отбора и корректировки количества товаров в ячейке, а также лампочкой, которая загораясь, указывает, из какой конкретно ячейки должен быть произведен отбор. Данная система способна информировать о текущих запасах в ячейке и предупреждать о необходимости провести инвентаризацию.
Я считаю «pick by light» лучшим методом по скорости и точности отбора. Но его использование ограничивается небольшой площадью и работой со сложными с точки зрения подбора товарами, такими как электроника, автозапчасти, фармпрепараты и др. Снижение стоимости на аппаратуру «pick by light» станет драйвером рынка, где до сих пор доминировали разработчики программного обеспечения, а не оборудования. Существуют, безусловно, возможности и для развития недорогих систем.
В то время как новые и предыдущие системы пикинга сообщают, где расположена ячейка отбора и какой товар требуется отобрать, они не помогают отобрать нужное количество. Развитие RFID меток (Radio Frequency Identification) предоставляет возможность осуществлять контроль над складскими запасами в реальном времени, особенно это актуально для товаров с высокой стоимостью. Каждая RFID метка уникальна и ее антенны идентифицируют не только товар, но и его местоположение. Теоретически, это должно позволить определить количество товаров в ячейке до и после отбора, и немедленно обнаружить возможные ошибки. Стоимость внедрения RFID технологий довольна значительная, поэтому на данный момент их имеет смысл использовать при работе с дорогостоящими товарами. Сейчас RFID широко используются в ритейле.
В мире и в России инновационные технологии в логистике развиваются стремительными темпами. Мы ожидаем, что инвестиции в эту область продолжат расти в связи с необходимостью повышать конкурентоспособность компаний на рынке путем оптимизации затрат на логистику.