Первая ассоциация, которая возникает в связи с информатизацией энергетики – это промышленная автоматизация. А вот об информатизации с точки зрения управления энергоэффективностью в масштабах экономического и социального развития регионов говорят гораздо реже. Впрочем, учитывая последние тренды на государственном уровне, эта тема в самое ближайшее время станет одной из самых востребованных.
И несмотря на глобальность формулировки, я постараюсь показать, каким образом эта тема касается всех и каждого – с позиций бизнеса (и ИТ-бизнеса в частности), инвестора и даже обычного жителя многоквартирного дома. Ведь повышение энергоэффективности – это еще и вопрос снижения энергопотребления существующих и новых зданий, объектов инфраструктуры, уменьшения себестоимости продукции российских производителей (вступление в ВТО нам в помощь!) и многое другое. Цена вопроса – триллионы бюджетных и «личных» рублей, выброшенные на ветер, не говоря уже о моральных и имиджевых потерях.
Немного вводной части. Федеральный закон №261 об «Энергосбережении и энергоэффективности» был подписан еще в 2009-ом. Тогда же появились первые федеральные и региональные целевые программы, центры энергоэффективности. Прошло 5 лет, «а воз и ныне там» – на сегодняшний день энергоемкость в России выше, чем в развитых странах в 2,5–3,5 раза.
Сегодня в условиях замедления роста экономики тема повышения энергоэффективности становится еще более острой. Проведу аналогию с бизнесом. В бизнесе в условиях кризиса на первый план выходит развитие не за счет наращивания ресурсов, а за счет эффективного использования существующих. Те же законы действуют и в госуправлении. Именно поэтому в 2013 году были приняты законы и поправки, которые затронули все сферы общественной жизни. Перспектива введения социальных норм энергопотребления, стандартизации применения энергоэффективных технологий при строительстве многоквартирных домов и новых KPI для глав регионов, напрямую связанных с выполнением программ по энергоэффективности – все это выводит вопрос на новый уровень. Управление этими процессами на региональном уровне несет определенные сложности, как в плане взаимодействия различных участников процесса, так и сбора информации с сотен и тысяч объектов и ее анализа.
На государственном уровне поставлена задача – увеличить энергоэффективность на 40% до 2020 года. Столь масштабная задача требует серьезных инвестиций, ее практически невозможно выполнить только силами государства. Но сегодня в России частные компании неохотно инвестируют в повышение энергоэффективности, в особенности в бюджетную сферу и сферу ЖКХ. Причины настолько очевидны, что вряд ли стоит останавливаться на них детально. Справедливости ради скажу, позитивные тенденции присутствуют. Если в 2010 году в России фактически не существовало крупных энергосервисных компаний, то сейчас их насчитывается более 40, и рынок продолжает расти.
Итак, задача поставлена, всем известны проблемы, но как их решить не совсем понятно. И главное, причем тут информатизация?
Сегодня рынок энергосервисных контрактов оперирует огромными объемами данных и представлен сотнями игроков, поэтому осуществление бизнес-процессов невозможно без информационных систем. Причем в этом процессе участвуют также органы государственной власти, муниципалитеты и отдельные учреждения, инженерные и управляющие компании, многоквартирные дома, а также инвесторы. Каждая сторона вопроса имеет свои полномочия, функционал и приоритеты, что усложняет общую систему.
Привлечение сколь-нибудь значимых внебюджетных инвестиций в регион возможно только в случае, если региональная власть повернется лицом к инвестору, покажет свою заинтересованность и системный подход к работе с отраслью. Наличие в регионе информационной системы, наполненной качественной информацией, интересующей инвесторов, проведенный первичный анализ инвестиционной привлекательности и подготовленного пула перспективных энергосервисных проектов – вот аргументы для диалога с крупными инвесторами.
Для этого и необходимо создание принципиально новой организационно-управленческой структуры, которая возьмет на себя обеспечение гарантий, прозрачных и понятных правил игры для инвесторов, а также сможет создать стратегию развития энергоэффективности в регионе. Подобный институт ранее пришлось создавать в рамках программы капитального ремонта, когда в субъектах появились региональные операторы капремонта.
Таким образом, совершенно новым вызовом для рынка IT-услуг станет необходимость не только создавать информационные системы для управления энергоэффективностью, но и оказывать консалтинговые и экспертные услуги, анализируя барьеры для привлечения внебюджетных инвестиций в регионах. А также разрабатывать рекомендации по приведению нормативно-правовых актов в соответствии с федеральным законодательством для создания благоприятного инвестиционного климата.
Разработка облачных систем управления процессами повышения энергоэффективности, которые смогут проводить инвентаризацию, региональный мониторинг, анализ процессов и создать единую площадку для привлечения инвестиций и работы всех игроков этого рынка, учитывая практически полное отсутствие опыта во многих компаниях, вызовет определенные трудности. Такой проект будет по силам лишь крупным компаниям.
Понятно, что новый и стремительно растущий рынок будет ставить новые и непривычные для IT-компаний задачи, решать которые придется в ближайшее время, примерив на себя роль еще и консалтинговых компаний. Задача повышения энергоэффективности слишком важна для России – для регионов, организаций и отдельных граждан, платящих из своего кармана за отопление улиц и освещение заброшенных подвалов. Попутно решение проблемы эффективного потребления энергии станет еще и фактором, который поможет оживить региональную экономику, привлекая в субъекты инвестиции, снизит издержки на потребление и оплату энергии бюджетными и коммерческими организациями, а также непосредственно гражданами.