В последние годы наблюдается заметный рывок в области выстраивания электронного взаимодействия между правитель­ством, гражданами и бизнесом. Это проявляется и в повышении места России в различных международных рейтингах да и в том, что просто оформить многие виды документов или получить нужную информацию из госучреждений стало проще и удобнее.

Государственные системы по определению являются социальными и общедоступными. Именно это и составляет их принципиальное отличие от информационных систем других типов, и именно этим обусловлены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться разработчикам. Работодатель вполне вправе потребовать от своего сотрудника, чтобы он тщательно ознакомился с документацией новой системы, но система, предназначенная для «всенародного пользования», должна быть как можно проще и понятнее. Все время нужно помнить, что мы имеем дело с услугой, а не с чем-то обязательным для исполнения. Простота, отсутствие всяких «красивостей» в нашем случае диктуются всем контекстом применения предназначенных для широчайшей аудитории систем. Те же предпосылки побуждают особое внимание уделять надежности. Пользователи коммерческих систем вполне могут простить ошибку, но для систем социальных она без преувеличения может стоить жизни людей. И наконец, репутацию очень трудно завоевать и практически невозможно восстановить. Граждане если не враждебно, то всегда критически оценивают деятельность государственных органов. Это характерно буквально для всех стран. В таких условиях хотя бы временное, но заметное снижение качества ИТ-сервиса со стороны государства может иметь очень неприятные последствия.

До сих пор не преодолены и инфраструктурные проблемы, хотя для этого очень много делается. Так, активно строятся сети передачи данных, в том числе и в отдаленных малонаселенных регионах. Но вот цифровое неравенство пока остается довольно серьезной проблемой. И сейчас многочисленны категории, где необходимыми навыками работы с ПК, смартфонами, планшетами обладают лишь считанные проценты населения. Причем именно среди этих категорий (а это прежде всего пожилые люди, лица с ограниченными возможностями, жители сельской местности) как раз существует очень большой запрос на удаленное взаимодействие с государственными органами. В данном номере мы решили сделать обзор нескольких региональных проектов по разным направлениям, очень характерным для развития систем интеллектуального управления. К каждой из этих тем делается небольшое вступление.

Сфера ЖКХ

О ЖКХ никак нельзя сказать, что информатизацию здесь приходится начинать «с чистого листа». В крупных городах сделано уже довольно много. Однако в городах поменьше ситуация выглядит совсем по¬иному. Приходится учитывать и местные особенности.

Сфера ЖКХ являет собой великолепный пример того, что буквально на каждом этапе приходится думать не о том, как реализовать те или иные функции, а о том, какие в результате выбора того или иного решения могут возникнуть социальные, экономические и даже психологические последствия. Вот, казалось бы, простой пример: учет расхода электроэнергии и воды. Для этого выпускаются счетчики. В принципе можно организовать дистанционную передачу результатов в центр. Но за чей счет будут приобретаться и устанавливаться эти счетчики? Проблема сразу же становится социально­-экономической.

Устанавливать ли по желанию разные счетчики? Но тогда придется увеличить эксплуатационные расходы. А как передавать информацию? Если по проводам, то их придётся проложить в каждую квартиру, а это дело дорогостоящее и длительное. Значит, встает социальная проблема. Через эфир? Тогда нужно либо договариваться с сотовыми операторами, либо хлопотать о выделении особой полосы радиочастот. Проблема становится организационной.

Словом, какой из аспектов информатизации ЖКХ ни возьми, возникает даже не одна проблема, а целый куст. Например, выше мы уже говорили о возникающих при разработке ИС для ЖКХ психологических проблемах. Вот одна из них. Люди готовы смириться с тем, что за тот или иной товар или услугу приходится платить по их мнению слишком много. При одном только условии: они должны знать, за что именно они платят, почему предлагаемая цена именно такая, а не какая¬нибудь еще. Здесь, как, наверное, нигде больше, важна прозрачность.

Если человек недоволен своей управляющей компанией и хотел бы ее сменить, ему нужно знать альтернативы. Уже три года действует постановление правительства №731, но жильцы многих домов до сих пор слабо представляют себе, какая управляющая компания их обслуживает, и тем более, кто управляет ЖКХ в соседнем доме. Небольшой сервис, работающий, к примеру, на портале госуслуг Нижегородской области, сводит воедино информацию о компаниях и их тарифах по всем домам, позволяя провести сравнение.

ИТ в сфере безопасности жизнедеятельности

Информационно-коммуникационные технологии могут обеспечить безопасность жизнедеятельности на новом уровне, в том числе по скорости реагирования, охвату и качеству предоставляемых услуг.

Для России крайне важной задачей является своевременное оповещение населения о возникновении всяческого рода чрезвычайных ситуаций, как природных, так и техногенных. Не менее важен и обратный процесс, когда граждане имеют возможность оперативно сообщать о потенциально опасных инцидентах.

Современные информационные системы способны вести круглосуточное наблюдение за опасными объектами, радиационным фоном и концентрацией в воде и воздухе различных веществ. Средства видеонаблюдения и анализа этих данных позволяют выявлять те или иные правонарушения и преступления. Полученная информация мгновенно становится доступна населению, службам контроля и оперативного реагирования. Такой подход снижает риск человеческой ошибки и невнимательности. Системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, по данным МЧС, уже работают в 40% российских регионов. Помимо этого идет внедрение систем по программе «Безопасный город».

Одним из ключевых аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности является время реагирования оперативных служб. Здесь серьезную помощь оказывают системы спутниковой навигации, которые, с одной стороны, позволяют существенно уменьшить время прибытия экипажей скорой помощи, полиции, противопожарной службы, а с другой — снизить затраты на содержание автопарка.

ИТ в сфере регистрации прав

Полноценные достижения в сфере электронной регистрации прав не в меньшей, а скорее даже в большей степени способны обеспечить вклад в достижение ключевых целей, которые ставятся при формировании электронного правительства. Данное направление значимо в становлении абсолютно равноправных отношений между личностью и государством, физическими и юридическими лицами, и этот фактор в жизни современного общества трудно переоценить. Достижение заявительного принципа государственными органами, а также инициативы государственных структур по актуализации ранее зарегистрированных прав или параметров тех или иных объектов должны быть в полной мере поддержаны информационно.

Вместе с тем, чтобы выйти на решение этих, равно как и многих других задач, недостаточно обеспечить лишь регистрацию и учет различных юридически значимых прав. Необходимо отслеживать весь жизненный цикл соответствующих изменений в течение длительного времени. Ведь даже при частичной утере соответствующей информации восстановить ее бывает невозможно. А споры в отношении имущественных или иных прав часто возникают спустя значительное время после их непосредственной регистрации.

Ну и наконец нельзя забывать о том, что регистрация различных прав является деятельностью, с которой постоянно сталкивается большинство граждан и организаций. Поэтому необходимо обеспечить максимальное удобство работы при всем разнообразии возникающих ситуаций.

Все изложенные выше особенности диктуют необходимость использования передовых информационных технологий самого широкого спектра, которые должны пройти проверку на зрелой, функционально развитой системе электронной регистрации прав. Так, при работе с объектами недвижимости сейчас трудно обойтись без геоинформационных технологий, а инспекция регистрируемых объектов в свою очередь предполагает активное использование мобильных устройств. Весьма важную роль в сфере регистрации прав играет система межведомственного электронного взаимодействия. Тесная работа разных ведомств над одной проблемой в данном случае является обычной практикой.

Весьма длительный жизненный цикл реализации большинства прав и необходимость сохранения соответствующей информации в архиве даже после истечения срока их действия диктуют необходимость иметь отработанные механизмы переноса данных и логики работы приложений на различные платформы. И конечно же в системах рассматриваемой нами функциональности требуется очень высокая надежность проведения оперативных транзакций, столь же высокий уровень информационной безопасности, а также возможность работы с данными глубокой исторической перспективы и произвольной степени детализации.

Электронное правительство

За последние три года в России был достигнут значительный прогресс в развитии электронного правительства. По крайней мере в той части этой весьма многогранной системы, которая обеспечивает взаимодействие государства, бизнеса и общества. На новую фазу развития выходит и информатизация самих органов местной власти.

Но сложно говорить об успехе проекта, когда его результатами практически никто не пользуется. Это означает хотя бы то, что на ожидаемый эффект рассчитывать не приходится. Так что задача популяризации и продвижения сервисов не менее важна, чем их построение.

В июне 2013 года замминистра экономического развития Олег Фомичев высказал неудовлетворенность тем, что на портале госуслуг зарегистрировано лишь четыре миллиона человек. По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу SAP СНГ, 41% респондентов вообще никогда не слышали о сайте gosuslugi.ru. Но запрос, тем не менее, довольно высок: положительно к сервисам электронного правительства относятся 79% участников исследования, что является очень хорошим показателем.

В первое время при разработке систем образовался некий перекос в сторону услуг, ориентированных скорее на бизнес-структуры, чем на нужды граждан. Не исключено и то, что в первую очередь упор был сделан на те услуги, реализация которых проще с технической точки зрения, но которые менее востребованы людьми. Точно такая же ситуация возможна и при формальном перенесении чужого опыта без учета специфики своего региона.

Есть и более сложные проблемы. Так, например, очень много трудностей связано с обеспечением межведомственного взаимодействия или несовпадением форм и регламентов. Хотя и тут есть примеры того, как проявляя политическую волю удавалось довольно быстро разрешить ситуацию. Наиболее показателен пример Ленинградской области, где вопрос унификации регламентов между звеньями административной цепочки был успешно решён за восемь месяцев.

ИТ в социальной поддержке

Специалисты различают и даже до определенной степени противопоставляют понятия «социальная поддержка» и «социальная защита». Социальная защита предполагает типичных получателей помощи (пожилые люди, лица с ограниченными возможностями) и продолжительный патронаж со стороны государства. Социальная поддержка может быть адресована любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, и требует активного участия получателя помощи в решении собственных проблем. Эта помощь может быть не только прямой, но и опосредованной (воздействие на условия, в которых находится гражданин) и исходить как от государства, так и от общественных, благотворительных и иных организаций. Ключевое понятие здесь — социальная реабилитация, восстановление снизившегося по тем или иным причинам социального статуса.

Это зафиксировано в государственной программе «Социальная поддержка граждан» на 2013—2020 гг. Ее цели определены как создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной под­держки — и повышение доступности социального обслуживания населения.

Среди ожидаемых результатов — снижение бедности среди получателей средств социальной поддержки, обеспечение социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении, увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

ИТ в сфере образования

Ни у кого не вызывает сомнения, что и академические программы, и учебный процесс необходимо совершенст-вовать. В том числе и с помощью информационных технологий.

С использованием ИКТ возможно решение некоторых проблем в сфере дошкольного образования. Предоставление в электронном виде услуг по приему заявлений, постановке на учет и зачислению в детские сады является важным фактором снижения социальной напряженности, а иногда и коррупционных проявлений в условиях, когда количество детских садов не¬достаточно.

Большой интерес вызывают технологии дистанционного обучения. Россия тут пока существенно отстает от передовых стран, хотя реальная потребность в такого рода сервисах очень высока в силу масштабов страны. Развитие технологий образования требует организации дистанционного доступа к информации из библиотек, музеев, архивов. Это невозможно без проведения информатизации этих учреждений и оцифровки хранящихся в них материалов. Однако сейчас этот процесс идет недостаточными темпами.

Довольно активно ИТ внедряются в процесс проверки уровня знаний учащихся. Эта мера позволит усилить контроль родителей или опекунов за успеваемостью и посещаемостью. Как показывает первый опыт работы с такими сервисами, она быстро приносит ощутимый результат. Так, например, в Петропавловске-­Камчатском посещаемость занятий в школах после внедрения «электронного дневника» выросла на 6%.

При этом серьезным образом отстает материальная база учреждений образования и культуры, что обусловлено их недофинансированием в прошлые годы и такими последствиями этого, как недостаток квалифицированных кадров и слабый уровень подготовки персонала. В качестве компенсационной меры здесь широко используются облачные и Web-технологии. Такое решение существенно упрощает защиту персональных данных да и просто снижает затраты и минимизирует количество технического персонала.

ИТ в сфере здравоохранения

Здоровье граждан является одним из необходимых условий развития любой страны. Вместе с тем Россия сталкивается с целым рядом проблем.

Это прежде всего быстрое старение населения, рост количества хронических больных, а также издержки перенаселенности крупных городов и плохой экологической обстановки в регионах с развитой промышленностью и большим количеством автотранспорта. При этом имеет место нехватка медперсонала вследствие низкого уровня оплаты труда, недоступность квалифицированной медицинской помощи в населенных пунктах, удаленных от больших городов и административных центров.

До недавнего времени ситуация с информатизацией в здравоохранении была удручающей. Это было вызвано целым комплексом причин, среди которых недостатки в системе подготовки медиков, сложность с привлечением и удержанием специалистов, во многом неприспособленность типовых зданий больниц и поликлиник к размещению ИТ-оборудования. Единственным направлением, которое было хоть как­то автоматизировано, долгое время оставались учетные задачи, связанные с административно­хозяйственными функциями.

При этом росли объемы всякого рода отчетности, и заполнение всех необходимых форм занимало порой даже больше времени, чем сам осмотр. В итоге такие проблемы, как очереди, невозможность записаться на прием к врачу, потеря карточек и врачебные ошибки, только нарастали. Никуда не исчезла необходимость предоставления гражданам многочисленных справок, выписок и заключений.

Очень многие из проблем, обозначенных выше, удалось решить с помощью облачных технологий. Первые такие проекты были реализованы в 2010 году. Использование облаков позволило существенно сократить время, необходимое для построения работающих сервисов. Теперь не нужно иметь подготовленных сотрудников в каждой поликлинике или фельдшерско-­акушерском пункте, а организовать ремонт и техническое обслуживание обычных ПК намного проще, чем каких­-либо специфичных АРМ. А серверное оборудование можно размещать в ЦОДах региональных правительств. Кроме того, использование таких централизованных решений существенно упрощает обмен информацией между медицинскими учреждениями в рамках одного региона.