Строители египетских пирамид добивались высокого качества строительно-монтажных работ без применения средств ИКТ и автоматизированных систем управления. Видимо, главный секрет качества заключается в лучших практиках управления строительными проектами и в точном выполнении бизнес-процессов, и отнюдь не все древние строители им следовали — вспомним хотя бы историю о колоссе на глиняных ногах: это, можно сказать, типичное нарушение качества входного контроля строительных материалов, которое повлекло за собой разрушение конструкции.
Бумажный документооборот раньше прекрасно справлялся даже с очень сложными задачами, такими как создание крупнейшей в мире системы магистральных трубопроводов «Дружба» — а это почти 9 тыс. км трубопроводов, 46 насосных станций и множество других объектов. Компания «Транснефть» эксплуатирует эту систему, построенную еще в 1960-е годы, и по сей день, поэтому следует признать, что с качеством тогда всё было в порядке — и тоже без ИТ. Но сегодня такие подходы уже не работают.
Строить без ИТ стало невозможно
Современные строительные проекты достигли гигантских масштабов, и темпы возведения объектов значительно возросли, поэтому без ИТ строить стало невозможно — слишком много регулирующих требований нужно выполнить и при этом обеспечить координацию работы множества сторон: инвесторов, архитекторов, заказчиков, ген- и субподрядчиков, органов власти и т. д. Однако по уровню проникновения ИТ в бизнес строительство традиционно отстает от многих других отраслей, здесь пока преобладает лоскутная автоматизация плюс использование подручных средств, в основном таблиц Excel. С другой стороны, мировые вендоры и отечественные разработчики ERP-систем предлагают комплексные решения для строительной отрасли. Среди них — SAP, Microsoft, «1С» и другие. Барьером для широкого использования комплексных ИТ-решений в строительстве служит скорее не их высокая стоимость, а недостаточный уровень зрелости самих организаций-заказчиков.
На этом фоне ориентир для всей отрасли задают ее лидеры, крупные строительные холдинги, для которых, в силу масштабов их проектов, эффективность управления бизнесом приобретает особую остроту. Ситуация усугубляется еще и тем, что рост бизнеса часто обусловлен чередой слияний и поглощений и риск снижения качества строительно-монтажных работ становится критическим для репутации предприятия в целом. В качестве примера можно взять крупнейшую строительную компанию России — холдинг «Стройгазконсалтинг» (СГК), объем бизнеса которого за два года вырос в несколько раз, а численность рабочих достигла 74 тыс. человек.
Управление качеством — ключевой бизнес-процесс в строительстве
Риски, связанные с нарушением качества, в строительной отрасли, пожалуй, наиболее высоки. Если такое случается, например, в автомобилестроении, то производитель отзывает бракованные машины и за свой счет меняет их или заменяет какой-то агрегат. Да, убытки могут быть огромными, но все-таки это можно пережить. Другое дело в строительстве: если выяснится, что, например, трубопровод, уложенный на дно моря, сварен с нарушением технологии, то это грозит экологической катастрофой для целого региона и астрономическими убытками для заказчика.
Может быть благодаря тому, что управление качеством как философия бизнеса зародилось именно в Японии и получило там широкое признание, АЭС «Фукусима» все-таки выдержала землетрясение в 2011-м. Пожалуй, можно утверждать, что управление качеством — это ключевой непроизводственный бизнес-процесс в строительстве, а контроль качества строительно-монтажных работ — ключевой подпроцесс.
Ставка на контроль качества помогает подтянуть и остальные бизнес-процессы на более высокий уровень, оперативно выявив все узкие места. По этой причине руководство холдинга «Стройгазконсалтинг» сочло необходимым при построении системы контроля качества строительно-монтажных работ (СМР) автоматизировать процесс контроля качества, говорит Александр Фетисов, член координационного совета по ИТ-проектам холдинга СГК и куратор проекта внедрения автоматизированной системы управления качеством СМР.
Процедура контроля качества очень напоминает отладку программ: в местах кода, вызывающих сомнения, нужно расставить точки остановки (breakpoints), чтобы проверить в ходе исполнения программы значения переменных, распределение памяти, правильность переходов и т. д. Аналогично и в строительстве: нужно проверить значения переменных при инициализации программы, т. е. проконтролировать качество материалов, потом в критических точках выполнить контрольные процедуры, проверяя соответствие параметров допустимым значениям.
При этом каждый программист знает, что работа в режиме отладки сильно тормозит исполнение самой программы, поэтому избыточное количество точек остановки может снизить скорость разработки приложения и не дать полезной информации для ее доработки. Так же может получиться и в строительстве: если слишком увлечься тотальным контролем, это может сказаться на общей продуктивности работы. В то же время недостаточный контроль может увеличить риски настолько, что внедрение системы управления качеством вообще не будет иметь смысла. Поэтому в такого рода проектах необходимо участие консультантов, компетентных в области управления качеством именно в строительной индустрии. Следуя этой логике, холдинг СГК доверил выполнение проекта компании AFM Consulting, у которой уже был необходимый опыт.
Документирование бизнес-процессов
С чисто технической стороны контроль качества сводится к набору процедур, которые должны быть выполнены и задокументированы надлежащим образом в строго определенные моменты в ходе строительства.
Например, при строительстве магистральных трубопроводов согласно регламенту нужно выполнить замеры и провести испытания конструкций, сварных швов, глубины закладки и множества других параметров. Так что контроль качества должен быть продуман еще на стадии проектирования. Не менее важно обеспечить входной контроль стройматериалов и конструкций.
Внешне всё выглядит просто: инженер по качеству выполняет запланированные проверки, составляет нужные документы и помещает их в общую базу данных. При обнаружении отклонений составляется документ, называемый «предписание», в котором фиксируется нарушение качества и уровень критичности. Бывает и такое, что стройку нужно остановить до исправления ситуации. А может быть, что отклонение не представляет опасности для проекта, и тогда можно продолжать работу. Но в любом случае отклонение качества и все действия по его устранению будут тщательно задокументированы. При этом никто не снимает с подрядчика задачу построить объект в срок и в рамках бюджета.
Контроль качества с помощью ERP-системы
ERP-системы применяются в строительстве, как и в других отраслях, в первую очередь для ведения финансового учета и планирования производства. Специфика строительного сектора, конечно, усложняет дело — ERP должны поддерживать особенности бухучета и производственного цикла, для которого характерно большое количество проектов на разных стадиях реализации. Но эти трудности вендорами и их партнерами по внедрению уже преодолены, и сегодня на рынке доступны типовые решения для строителей.
Модуль управления качеством, как правило, входит в пакет предложений поставщиков ERP-платформ, поэтому выбор конкретного продукта для реализации системы управления качеством зависит, с одной стороны, от опыта использования платформы у заказчика, а с другой — от практики по настройке бизнес-процессов в строительстве у партнера по внедрению. Следуя этому подходу, СГК принял решение в пользу Microsoft Dynamics AX, хотя рассматривались и другие варианты.
В любом случае создавать систему управления качеством как отдельное приложение, используя, например, BPM- или ECM-платформу, было бы менее эффективно, потому что это повлекло бы за собой большой объем работ по интеграции, прежде всего интеграции по мастер-данным. Ведь здесь нужно не просто контролировать выполнение набора процедур, а предоставлять руководству оперативную картину в разрезе по объектам, подсистемам, стройплощадкам, подразделениям холдинга и заказчикам. Таким образом, мы приходим к еще одному выводу: кроме непосредственно функций контроля в системе должны быть мощные аналитические возможности, и эта аналитика должна представляться в контексте понятных руководству бизнес-сущностей.
Удовлетворенность заказчика — на первом месте
Формальная цель всех мероприятий по управлению качеством состоит в том, чтобы в итоге обеспечить приемку объекта заказчиком, идет ли речь о постройке домика на садовом участке или компрессорной станции. Но если в первом случае заказчик может лично обнаружить все нарушения качества и потребовать их исправления, то при строительстве крупных объектов к контролю качества нужен системный подход.
Кстати, участие заказчика в контроле качества на всех этапах производственного процесса является отличительной чертой организации этого процесса в строительстве. Ведь клиент не отправляется на завод, чтобы наблюдать за сборкой своего автомобиля или пылесоса. При массовом производстве мы полагаемся на службу контроля качества самого производителя. Отчасти это справедливо и для жилищного строительства — каждый будущий собственник квартиры не может контролировать весь ход стройки. Но при строительстве инфраструктурных и промышленных объектов непосредственное участие заказчика в процедурах контроля качества является нормой, и обеспечить удовлетворенность таких требовательных клиентов, как «Газпром» или «Транснефть», очень не просто. А когда речь идет о международных проектах, ситуация усложняется, потому что нужно выполнять регулирующие требования нескольких стран.
Оперативность реагирования на выявленные отклонения, их своевременное устранение и информирование об этом заказчика способствуют росту его удовлетворенности, что является ключевым показателем эффективности системы контроля качества. При работе «в ручном режиме» запаздывание информации неизбежно, к тому же возможно её искажение на каждом уровне менеджмента. В результате временной лаг может достигать месяца и более, что абсолютно неприемлемо. Тогда как единая система контроля качества позволяет отслеживать ситуацию практически онлайн, что особенно важно в больших проектах. При реализации проекта в холдинге СГК более точное определение степени удовлетворенности заказчика позволило снизить время реагирования на его предписания на 10%, а доля предписаний, не устраненных в сроки, снизилась на величину до 7%, при этом в системе работают 400 пользователей, находящиеся во всех регионах присутствия СГК от Выборга до Сахалина.
Стандарт качества ISO 9000 и отраслевая специфика строительства
Стандарт ISO 9001, который служит базисом для построения систем менеджмента качества в различных сферах деятельности, для строительной отрасли не адаптирован, единого международного стандарта нет. Некоторые страны создали на его основе национальные стандарты качества для строительной индустрии, среди них Австралия, Аргентина и США. Помимо стандартов на основе ISO серии 9000 в некоторых странах существуют и другие системы управления качеством в строительстве — в этой связи можно упомянуть Норвегию, Великобританию и Японию.
Кроме того, стандарты системы качества в строительстве создаются ассоциациями строителей, региональными или национальными, и могут играть роль национальных стандартов для членов ассоциаций. По этому пути пошла и Россия: в нашей стране регулирование вопросов качества строительства было возложено на саморегулируемые организации, которые определяют обязательные для своих членов общие требования к корпоративным системам менеджмента качества.
В связи с этим при выстраивании системы управления качеством пришлось полагаться только на собственный опыт, знания консультантов и требования зарубежных партнеров. «Боевое крещение» система прошла во время строительства магистральных газопроводов Бованенково — Ухта и освоения Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения. В итоге интегрированная система менеджмента ООО «Стройгазконсалтинг» была признана соответствующей требованиям стандартов ISO 9001:2008, ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007, система менеджмента качества — ГОСТ ISO 9001–2011 и СТО «Газпром» 9001–2006.
Роль государства
Регулирование строительства со стороны государства необходимо в интересах общественной безопасности. Однако если процедуры слишком сложны и дороги, строительство начинается без какого то ни было разрешения. По некоторым оценкам, 60 — 80% строительных проектов в развивающихся странах выполняется без разрешительных документов. Регулирование строительства важно для здоровья и самой строительной индустрии, и экономики в целом. Согласно недавнему исследованию вклад строительства в ВВП в развитых экономиках составляет в среднем 6,5%. Хорошее регулирование помогает обеспечить стандарты безопасности, чтобы защитить общество, сделав процесс получения разрешения на строительство эффективным, прозрачным и доступным.
Россия занимает 178-е место, находясь в десятке стран с наихудшими показателями по легкости оформления разрешений на строительство; в общем зачете по условиям ведения бизнеса наша страна находится на 112-м месте согласно рейтингу «Ведение бизнеса — 2013» (Doing Business), публикуемому совместно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Получение разрешения на строительство в Сингапуре занимает 26 дней и обходится в 16,7% годового дохода на душу населения, тогда как в России это занимает 344 дня и стоит 129,3% годового дохода. При этом надо выполнить 42 различные процедуры, тогда как, скажем, в Гонконге для разрешения строительства нужно пройти всего шесть согласований.
Заключение
Анализируя ситуацию с информатизацией в строительстве, можно сказать следующее. Во-первых, явная избыточность регулирующих требований со стороны государства создает большую и непродуктивную нагрузку на строителей, загружая их непродуктивным документооборотом. Небольшая положительная динамика в этой сфере все-таки есть — так, за год Россия улучшила свою позицию в рейтинге «Ведение бизнеса» на шесть пунктов, но этого явно недостаточно для дебюрократизации бизнеса.
Во-вторых, продолжается тенденция, направленная на консолидацию строительной индустрии: в рейтинге «Эксперт-400» сегодня присутствует 17 строительных компаний. По всей видимости это объективный процесс, связанный с ростом зрелости бизнеса, ростом конкуренции и влиянием кризиса. Следствием этого будет также рост масштабов ИТ-проектов в строительстве, что повысит уровень их реализации и профессионализм консультантов.
Разумеется, управление качеством останется приоритетным для информатизации, поскольку это позволяет получить быструю и ощутимую отдачу от внедрения ИТ, а также служит своего рода «лакмусовой бумажкой» для других процессов, выявляя их узкие места.